ЛИПОВИЧ ЛЕВ БОРИСОВИЧ
(1917-2017)
Биография Л. Б. Липовича — готовый сценарий для захватывающего блокбастера, на котором с неподдельным энтузиазмом могла бы воспитываться современная молодежь. Прошёл советско-финляндскую войну 1939–1940 гг., сражался на фронтах Великой Отечественной войны, громил японцев на Дальнем Востоке; одновременно осваивал все типы боевых самолетов; а затем еще тридцать лет отдал гражданскому воздушному флоту. Без малого полвека летного стажа и почти сорок тысяч часов в воздухе.
Л. Б. Липович родился 12 апреля 1917 г. в Крыму, в небольшом селе недалеко от Евпатории. Отец работал машинистом, мать воспитывала пятерых детей. После седьмого класса отец отвез его в школу-интернат г. Керчи. Мечта стать лётчиком привела Л. Липовича в местный аэроклуб при керченском ДОСААФ. Уже в 15 лет он начал летать на беспилотном планере, в 16 лет — на одномоторном тренировочном истребителе УТИ-2 . В 20 лет окончил Керченский горно-металлургический техникум и параллельно заочно — Днепропетровский горно-металлургический институт. Сразу был призван в ряды Красной армии. На вопрос военкома «Где хочешь служить?», ответил не раздумывая: «Только в авиации». И получил направление в Ейское военно-морское авиационное училище. Выполнил более ста прыжков с парашютом. Училище окончил досрочно в 1939 г.
Вскоре летчику-наблюдателю с правом полета на истребителе Ил-16 Л. Б. Липовичу пришлось применить полученные навыки в бою: началась война с белофиннами. Десять боевых вылетов и два сбитых самолета — таков итог первой в его лётной биографии войны. Вернувшись с фронта, продолжил осваивать новую технику, скоростные и дальние бомбардировщики. Службу проходил на крымской авибазе. В первый день войны с гитлеровской Германией немцы двумя заходами своих бомбардировщиков уничтожили все самолеты авиабазы. Летал на разведывательном самолёте Р-5 в составе ВВС Черноморского флота, осваивал новые виды бомбардировщиков, транспортных военных самолетов; но с особенной теплотой он вспоминает Пе-2, грозный ночной пикирующий бомбардировщик с тремя пушками и семью пулеметами. Большую часть войны он был членом экипажа этой маневренной, грозной для врага машины. Л. Б. Липович в годы Великой Отечественной войны совершил 135 боевых вылетов летчиком, штурманом, полковым флаг-штурманом. Летал в тыл врага, на партизанскую территорию, доставляя народным мстителям оружие и продовольствие. Принимал участие в боях на Курской дуге, за что получил орден Красной Звезды из рук маршала Г. К. Жукова. Находясь в составе одного из подразделений авиации Северного флота, сопровождал караваны транспортных судов, идущие из Великобритании на Балтику с грузами для защитников Ленинграда. Участвовал в воздушном сопровождении английских транспортов Либерти в Мурманск, защищая их от немецких подводных лодок. Перегонял американские морские бомбардировщики «Каталина» из Канады на Дальний Восток. Сделал три рейса над водами Тихого океана. День Победы встретил в Севастополе. После освобождения Крыма участвовал в возрождении летного поля в г. Саки, откуда начинал свой путь боевого летчика и который немцы, отступая, привели в негодность. Осюда штурман полка капитан Л. Б. Липович отправился на свою третью войну, на Дальний Восток. После этого довелось ему воевать в Северной Корее, помогали войскам освобождать захваченные территории. За участие в освобождении корейского побережья получил второй орден Красной Звезды.
В октябре 1948 г. майор Л. Б. Липович ушёл в отставку, но с авиацией не расстался. Собирался вернуться на родину, в Крым. Но был оставлен на Дальнем Востоке, в Хабаровске; направлен в гражданский воздушный флот, который тогда еще оставался военизированной организацией. Аэрофлот нуждался в кадрах, и опытному штурману выбора не предоставили: по приказу Министра обороны из кабины пикировщика Пе-2 он пересел в кабину пассажирского Ли-2. Потом были Ил-12, Ил-14, Ан-10, Ан-12, Ил-18, Ан-24, Ан-26; и почти 30 лет службы в гражданской авиации. Он отдал небу 47 лет, пролетев 9 млн км и проведя в воздухе 36,5 тыс. часов (это почти 5 лет). Ему довелось осваивать новые дальневосточные трассы, учить летать молодых пилотов. И только в 1979 г., в возрасте 62 лет, Л. Б. Липович оставил летную работу, последний раз на самолете в качестве штурмана поднялся в небо. Продолжил трудиться в другой, не менее важной для края отрасли. В 1980–2004 гг. работал в городской санэпидемстанции. Совместно с Горводоканалом занимался прокладкой основного коллектора по Амурскому и Уссурийскому бульварам. Было построено 32 канализационные станции и под них мощные очистные сооружения в Некрасовке.
И сегодня полковник в отставке Л. Б. Липович остается в строю. У него беспокойный, деятельный характер. Все время ищет для себя занятие, стремится быть полезным людям. Работает в Совете ветеранов Центрального района г. Хабаровска, возглавляет в нём одну из комиссий. Охотно встречается со школьниками, студентами, курсантами, отвечает на их вопросы, и не устает повторять, как важны для человека общение, патриотизм, здоровый образ жизни и спорт, на своем примере демонстрируя их положительное влияние. «Каждое утро по полчаса занимаюсь усиленной физзарядкой — с отжиманиями, гантелями и холодным душем. Это для тела. Главное правило для души: жить для народа и общаться с народом. Общение с людьми — это и есть жизнь». Таково жизненное кредо Льва Борисовича Липовича. Его заслуги были высоко оценены, ему присвоено звание почетного гражданина г. Хабаровска.