ПЕТРЫНИН АЛЕКСАНДР ГЕННАДЬЕВИЧ

Петрынин А. Г. родился 30 апреля 1962 г. в г. Хабаровске. В школьные годы готовил себя к дипломатической карьере, штудировал английский язык и международный этикет. В 16 лет приехал из Хабаровска в Москву на Всероссийский литературный праздник школьников. Побывал в гостях у известной детской писательницы Агнии Барто. На прощание А. Барто неожиданно сказала: «Саша, вам надо работать в детском доме. Вы там нужны». Поступил всё же в технический вуз. В студенческие годы принимал активное участие в самодеятельности, был командиром ССО «Паллада», внештатным инструктором Хабаровского городского комитета комсомола, организовывал городские и краевые праздники и слёты воспитанников интернатных учреждений. Вечером работал в детском доме, читал им на ночь стихи Блока, рассказывал о Достоевском. Когда в Бикинской спецшколе для малолетних правонарушителей случился бунт, он вызвался поехать на помощь. Возможно этот случай определил всю его дальнейшую судьбу. После окончания в 1985 г. Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта (ныне Дальневосточный государственный университет путей сообщений) работал в спецпрофтехучилище закрытого типа для детей с девиантным поведением пос. Известковый Еврейской Автономной области. После его закрытия (не без участия А. Г. Петрынина) был учителем и завучем в средних школах № 75 и № 76 г. Хабаровска. В 1990 г. он получил второе высшее образование, окончив Хабаровский педагогический институт. Поработав несколько лет в обычной школе, понял, что там не его дети: «Я нужен тем, кто брошен». У него возникла идея центра, где ребята будут жить в открытом пространстве по принципу обычной школы. Любовь, доверие и вера в возможности ребёнка – вот три кита, на которых, по его мнению, должна строиться в нём работа. С этими мыслями А. Г. Петрынин поехал из Хабаровска в Оптину пустынь, которую позже назвал своей духовной родиной. Батюшка Илий, духовник монастыря, благословил его на «большое, доброе дело». После этой поездки при поддержке городской администрации взялся за организацию реабилитационного центра. Получил на окраине города небольшое здание, где после ремонта появились трапезная, горница, светлица, классы истории Отечества, родной природы, русской словесности. В 1992 г. был создан Центр профессиональной реабилитации и коррекции, директором которого он стал.
Сегодня это КГБОУ «Хабаровский краевой центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» – федеральная инновационная площадка по теме: «Психолого-медико-педагогическая реабилитация и социализация несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением в контексте педагогики достоинства». А. Г. Петрынин разработал научно обоснованную модель образовательного учреждения нового типа по организации гуманистически ориентированного процесса коррекции девиантного поведения несовершеннолетних, которая позволила предотвратить суицидные попытки, бродяжничество, преодолеть психологическую дезадаптацию и отклонения в поведении. Он создал, по сути, авторскую школу с трудовым профилем, в котором важную роль играет православие. За этот период через неё прошли более полутора тысяч подростков с непростыми судьбами, с криминальным и девиантным поведением многие из которых, именно благодаря центру и Александру Геннадьевичу, были спасены от тюрьмы и смерти, получили основное общее и профессиональное образование, выбрали правильный жизненный путь. Он лично проектировал будущий центр и принимал первых воспитанников. Сегодня при учреждении функционируют школа, приют, а также несколько цехов с токарными и слесарными станками. Воспитанники заняты здесь целый день. С утра – уроки, а потом – занятия, на которых они осваивают рабочие профессии. У мальчиков – столярное, токарное, слесарное дело, у девочек – швейное производство. С самого начала учреждение было открытым: не нравится – уходи. Ни замков, ни охраны, только доверие. Подход Александра Геннадьевича – это педагогика борьбы и мужества. Он ведёт себя как настоящий мужчина. Не просто воспитывает и даже не перевоспитывает – строит детские души на своём авторитете. Его самое любимое выражение: «Ребёнок – живая душа!». Буквально для каждого он находит доброе слово. Свой центр называет Домом. Он берёт на себя безграничную ответственность за подростков, хлопочет за оступившихся в судах, преодолевая их невероятное сопротивление, окружение, обстоятельства.
Сегодня А. Петрынину есть чем гордиться. Первым его ученикам сегодня под сорок. Большинство выпускников находят себя в жизни, воспитывают детей, продолжают обучение. О «Петрынине из Хабаровска» знает всё педагогическое сообщество России. У него учатся коллеги из других регионов страны. На базе Центра развёрнута работа первого в крае центра компетенций педагогов-реабилитологов. В 2011 г. учреждению одному из первых в России присвоен статус Федеральной инновационной площадки, действовавшей до 2015 г.  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 апреля 2016 г. статус Федеральной инновационной площадки продлён до 2020 г. Опыт работы коллектива Центра занесён в краевую картотеку инновационного педагогического опыта, одобрен и рекомендован к распространению Коллегией Министерства образования России. Ему неоднократно предоставлялись гранты Министерства образования РФ.
Под руководством А. Г. Петрынина Центр стал лауреатом VI Московской международной выставки-форума «Школа-2002», дипломантом Российских образовательных форумов 2003, 2004 гг., обладателем почётного звания «Знак качества образования», победителем Всероссийского фестиваля авторских школ (2006) в номинациях: «Авторская школа», «Инновационная школа», «Эффективная школа», Всероссийского фестиваля инновационных психолого-педагогических проектов «Психология и современное российское образование» (2007). В 2013 г. Центр стал лауреатом первого конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лучший центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», а его директор отмечен почётным знаком «Директор года – 2013». Это одна из наиболее значимых общественных наград в области образования.
А. Г. Петрынин  имеет свыше 70 научных и учебно-методических публикаций, в том числе учебные пособия, некоторые из которых изданы в Москве. В 2000 г. он защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук на тему «Педагогическая реабилитация несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением в условиях образовательного учреждения нового типа». Заслуги А. Г. Петрынина отмечены государственными наградами: почётным званием «Заслуженный учитель Российской Федерации» (2002), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2010), знаком «Отличник народного просвещения», дипломом «За заслуги перед городом» (2012). За беззаветное служение делу защиты прав и интересов детей он первым в Хабаровском крае получил почётный титул Российского детского фонда «Рыцарь детства» (2015). Он является лауреатом премии администрации Хабаровского края в области государственной молодёжной политики (1997), премии имени Якова Дьяченко (1998). Указом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла во внимание к трудам Святой Церкви А. Г. Петрынин награждён Патриаршим знаком «700-летие Преподобного Сергия Радонежского». Но главная награда – это благополучие ранее «неблагополучных» детей – воспитанников коллектива Хабаровского краевого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, руководимого А. Г. Петрыниным.