ТОЛСТОЙ Лев Николаевич, граф (28 августа (9 сентября) 1828 г., Ясная Поляна, ныне Щекинского района Тульской области, – 7 (20) ноября 1910 г., станция Астапово, ныне станция Лев Толстой в Липецкой области; похоронен в Ясной Поляне), писатель, мыслитель, педагог. В 1841–1847 гг. жил в Казани, где учился в университете один год на восточном отделении философского факультета и два года на юридическом факультете. В 1851 г. уехал на Кавказ на военную службу, в 1854–1855 гг. участвовал в обороне Севастополя. В эти годы начал заниматься литературной деятельностью. С 1855 г. в Петербурге, сблизился с сотрудниками журн. «Современник», познакомился с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым, А. Н. Островским, Н. Г. Чернышевским; внимательно следил за ходом дискуссий западников и славянофилов.
В первый период педагогической деятельности (1859–1862), названный Толстым временем «трехлетнего страстного увлечения педагогическим делом», жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии, учителям которых всячески помогал.
В 1860–1861 гг. предпринял поездку по странам Западной Европы с целью изучения состояния педагогических наук и народного образования. По возвращении из путешествия Толстой писал о своем полном неприятии увиденного. По мнению Толстого, в западноевропейской педагогике «на развитие человеческой природы во все стороны поставлены готовые неизменные формы». Эти размышления инициировала встреча с А. Дистервегом, в ходе которой Толстой сказал, что «лучшая система – не иметь никакой системы», выразив в парадоксальной форме несогласие с механистическими, рационалистическими установками в педагогике. В 1862 г. издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» (всего вышло 12 номеров), в котором напечатал ряд своих педагогических статей. Каждый номер имел в качестве приложения рассказы для детей.
После завершения работы над романом «Война и мир» (1869) начался второй период педагогической деятельности Толстого, содержанием которого было создание «Азбуки» – комплекса учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителя (кн. 1–4, 1872). Созданная писателем своеобразная энциклопедия для первоначального обучения отличалась оригинальными принципами составления: все материалы – слова, отдельные предложения, короткие рассказы, тексты для чтения, пословицы и поговорки – отражали жизнь русского крестьянства, использовались произведения фольклора, басенные сюжеты, были включены также этнографические и географические сведения. При переработке «Азбуки» были изданы как самостоятельные пособия «Арифметика» (1874), «Новая Азбука» (1875), «Русские книги для чтения» (1875). В первой половине 70-х гг. Толстой возобновил работу в Яснополянской школе. Являясь членом училищного совета Крапивенской земской управы, Толстой добивался увеличения жалованья учителям, заботился о снабжении школ уезда учебной литературой и инвентарем. В 1874 г. написал программную статью «О народном образовании», обобщавшую его педагогический опыт.
После завершения романа «Анна Каренина» наступил третий период педагогических исканий Толстого (конец 1880-х гг. – 1910 г.), связанный с разработкой религиозно-нравственного учения Толстого. Произведения этого времени – художественные (роман «Воскресение», повесть «Смерть Ивана Ильича»; пьесы «Плоды просвещения» и «Власть тьмы») и публицистические («Исповедь», «Так что же нам делать?», «Царство Божие внутри вас», «Рабство нашего времени» и др.) – проникнуты мыслью о лживости и несправедливости жизни. Для пропаганды своих идей Толст использовал организованное им издательство «Посредник», где напечатал ряд рассказов, издал пособия «Круг чтения», «Мысли мудрых людей на каждый день», начал работать над книгой для родителей и воспитателей «Детский круг чтения», в последний год жизни написал ряд рассказов «Детская мудрость». Статьи «Беседы с детьми по нравственным вопросам» (журнал «Свободное воспитание», 1908) и «Учение Христа, изложенное для детей» отражали опыт занятий писателя с учениками по вопросам морали в его доме в Ясной Поляне в 1906–1908.
Педагогические идеи Толстого могут быть поняты только в контексте его творчества, стержневой проблемой которого был вопрос о смысле жизни человека и человечества.
Толстой и в своих педагогических сочинениях предстает, с одной стороны, как учитель – новатор, практик и организатор, с другой – мыслитель, стремящийся решать кардинальные философские и психологические проблемы: единства сознания и жизни; взаимосвязи конечного и бесконечного; развития самосознания, генезиса индивидуального и общественного сознания и ряд других.
Стержнем всего педагогического творчества Толстого стала проблема духовно-нравственных основ развития личности. Становление личности Толстой понимал как формирование ее нравственной сферы в различных видах деятельности. Толстой привлек внимание российской общественности к личностно-деятельностной природе моральных ценностей, открывающихся в ходе этического познания. Впервые в истории русской педагогики Толстой связывал проблемы целей, содержания, методов обучения и воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе.
В статьях Толстого на темы воспитания существенное значение имеют высказывания о методах педагогического исследования. Особо важную роль он придавал изучению опыта, превращению каждой школы в «лабораторию творческого труда учителей и учащихся». Мастерски владевший методом педагогического наблюдения и умевший глубоко проникнуть в духовный мир ребенка, Толстой может считаться одним из русских педагогов, положивших начало экспериментальной работе в условиях повседневных школьных занятий.
Задачи педагогической науки, по мысли Толстого, заключаются в «изучении условий совпадения» деятельности «образовывающего и образовывающегося» на пути к единой цели, а также в изучении условий, которые препятствуют такому совпадению. Большое значение Толстой придавал уточнению понятий «образование», «обучение», «воспитание», «учение», «преподавание». При этом он столкнулся с тем, что имеющихся понятий недостаточно для точного объяснения существенных отношений индивидуального и общественного опыта. Считая, что существует общая закономерность психического развития человека, усваивающего основы современной ему культуры, Толстой стремился выявить «закон движения к равенству знаний и неизменный закон движения вперед образования». Образование, включающее обучение и воспитание, по мнению Толстого, столь же объективный процесс, как и явления природы.
Толстой обратил внимание на то, что обычно «развитие ошибочно принимается за цель», что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития, и в этом заключается «вечная ошибка всех педагогических теорий» (Пед. соч., М., 1989, с. 287). Первообразом гармонии, правды, красоты и добра является, по мнению писателя, родившийся ребенок, все его дальнейшее психическое развитие «есть не только не средство для достижения того идеала гармонии, который мы носим в себе, но есть препятствие ... к достижению высшего идеала гармонии» (там же, с. 287). Ребенку нужен «только материал для того, чтобы пополняться гармонически и всесторонне» (там же, с. 288).
В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развитие творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования. Придавая исключительно важное значение преемственности культуры, Толстой пытался определить содержание школьного обучения, исходя из основных исторических форм мышления (логической, художественной), соответствующих им учебных предметов (математических, естественных, языковых) и способов передачи знания. С новым содержанием образования он связывал преодоление «ложного» миропонимания.
Особую роль в педагогической концепции Толстого приобрела проблема новых методов обучения и формирования жизненно важных для учащихся понятий. По убеждению Толстого, на основе формальной логики нельзя научить детей решать сложные задачи, которые перед ними ставит жизнь. Исходя из своего практического опыта, Толстой подчеркивал роль умелого использования образного, конкретного и отвлеченного в обучении, предупреждал об опасности оперирования терминами до того, как ребенок освоил соответствующие понятия, так как это может тормозить его умственное развитие.
Отстаиваемая Толстым идея свободного развития ребенка предполагала формирование нового типа общения учителей и учащихся, который способствовал бы познавательной активности и творчеству детей, определяя стиль школы в целом. В религиозно-нравственном учении Толстого центральное место заняла идея духовного роста человека. Содержание жизни каждого человека состоит в постоянном выборе поступков, преодолении противоречия между необходимостью сохранять и утверждать себя как личность («Я») и стремлением к нравственным, бескорыстным действиям. По Толстому, обретение нравственного смысла жизни – источник психического здоровья и творческой энергии и, наоборот, утрата смысла приводит к экзистенциальному вакууму («Исповедь»).
В образе Бога Толстой видел выражение смысла, целей жизни и самого процесса нравственного совершенствования, открывающее перед человеком понятие разумной веры, совести как постоянного внутреннего ориентира.
Обращаясь к таким важнейшим нравственным постулатам, как Бог, добро, вера, душа, совесть, любовь, жизнь, благо, в последней большой работе «Путь жизни» Толстой рассматривал самосознание и духовное совершенствование как те пути, на которых человек реализует свои творческие возможности. Учить воспитанника жизни – значит помогать ему построить себя как личность, в согласии с совестью и разумом.
Обобщенный нравственный опыт человечества, по Толстому, – это наука человековедения, цель которой указывать различные образцы приложения нравственного сознания к жизни. Это не свод норм, правил, понятий, категорий, а своего рода общечеловеческий идеал, образ долженствования.
Попытку конкретизировать содержание воспитания Толст предпринял в статье «Беседы с детьми по нравственным вопросам», где выделил разделы: «разум», «любовь», «совершенствование», «усилие», «мысли», «слова», «поступки–дела», «соблазны внутренние и внешние». Нравственное воспитание, являющееся, по Толстому, формой духовного саморазвития человека, осуществляется бессознательно и сознательно. Эффективность бессознательного пути зависит от того окружения и атмосферы, в которых ребенок растет и принимает ценностные ориентации. Толстой подчеркивал особую опасность двойной морали в семье и обществе. Сознательное воспитание раскрывает возможности достижения поставленных целей с помощью волевых усилий и заложенную в каждом человеке способность к самостроительству. Жизнь, построенная в соответствии с нравственным законом, способность к продуктивной и творческой деятельности приносят человеку моральное удовлетворение.
Педагогическое творчество Толстого утверждало идею о том, что воспитание оправдано лишь как самовоспитание, а самовоспитание есть постоянная устремленность, прорыв к новым уровням бытия, этически более значимым горизонтам человеческого существования.
Процесс осмысления педагогического наследия Толстого оказался чрезвычайно сложным. В России поверхностное отношение к философской специфике взглядов Толстого, замалчивание некоторых положений или объяснение их апологией патриархально-христианской морали, слабостью Толстого-мыслителя привели к тому, что не был раскрыт истинный смысл его педагогических сочинений и религиозно-нравственного учения. Однако уже в начале ХХ в. выступление Толстого за признание самостоятельности личности ребенка, осуждение авторитарного воспитания, утверждение новаторского педагогического мышления были подхвачены прогрессивными педагогами во всем мире. Появились первые публикации о педагогических взглядах Толстого: Э. Кросби, Дж. Р. Нойес в США, К. Штрауб в Германии, Ш. Бодуэн во Франции, П. М. Нойков в Болгарии. Педагогическую программу Толстого можно считать одним из источников широкого движения за демократизацию и гуманизацию образования, определившего многие тенденции развития педагогики в ХХ в.
Н. В. Кудрявая
Российская педагогическая эциклопедия : в 2 т. – М., 1999. – Т. : М–Я. – С. 441–443.
Сочинения Л. Н. Толстого
Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой ; АПН СССР. – М. : Педагогика, 1989. – 542 с. – Библиогр.: с. 515-536, 538-540. – [74.03 2531729 Т 53].
Азбука ; Новая азбука / Л. Н. Толстой ; [ст., справ. материалы и сост. В. Г. Горецкого, Г. В. Карпюка]. – М. : Просвещение, 1978. – 511 с. : ил. – [4р Т 53].
Воспитание в свободе : пед. ст. и заметки, тексты для детей / Л. Н. Толстой ; [сост. М. В. Богуславский, К. Е. Сумнительный ; гл. ред. С. Н. Савушкин]. – М. : Карапуз : Сфера, 2005. – 239 с. : ил. – (Педагогика детства). – [74.03(аб) Т 53].
Толстой : [Избр. тр.] / Л. Н. Толстой ; сост., авт. вступ. ст. и коммент. С. Ф. Егоров]. – М. : Амонашвили, 1997. – 221 с. – (Антология гуманной педагогики). – [74.03 2800567 Т 53].
Литература о Л. Н. Толстом
«Азбука» Л. Н. Толстого и отечественная педагогика середины XIX – начала XX века / М. А. Лукацкий // Образование и о-во. – 2007. – № 5. – С. 96–97.
Духовное становление личности в педагогике отечественной культуры : [взгляды Ю. П. Азарова, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого] / Л. С. Зорилова // Педагогика отечественной культуры и современность : сб. науч. тр. – М., 1998. – С. 17–25. – [71.4 3200711 П 24].
Духовно-нравственные основы рассказов «Азбуки» Л. Н. Толстого / Н. В. Кудрявцева, М. А. Чудакова // Образование и о-во. – 2007. – № 5. – С. 97–102.
Использование рассказов Л. Н. Толстого из «Азбуки» в формировании у дошкольников чувства комического / О. М. Попова, Е. Е. Бердюгина // Актуальные вопросы развития личности. – Шадринск, 1995. – С. 41–50. – [88.8 2724498 А 437].
Образование и культура в творчестве Л. Н. Толстого / М. А. Лукацкий ; гл. ред. Д. И. Фельдштейн ; Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2006. – 230 с. – (Библиотека студента). – Библиогр.: с. 212–222. – [74.03 3276500 Л 84].
Образование и нравственное становление человека в зеркале религиозно-философских исканий Л. Н. Толстого / М. А. Лукацкий // Образование и о-во. – 2005. – № 3. – С. 107–114. – Библиогр.: с. 114.
Педагогика Л. Н. Толстого: социальный аспект : учеб. пособие / Р. В. Раджабова ; Дагестан. гос. пед. ун-т. – Махачкала : Овчинников, 2010. – 87 с. – Библиогр.: с. 83–86. – [74.03 3365919 Р 151].
Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого / Г. Светлова // Дошк. воспитание. – 2003. – № 9. – С. 76–88.
Педагогические идеи Л. Н. Толстого и проблемы современной педагогики / Г. В. Кондратьева // Гаудеамус. – 2002. – № 1. – С. 181–186.
Педагогические и поэтические принципы создания Л. Н. Толстым литературы для детей / А. К. Базилевская // Культурология : дайджест. – М., 2005. – № 4. – С. 35–45. – [87.667.1 3274782 К 906].
Педагогические открытия Льва Толстого : [о взглядах Л. Н. Толстого на воспитание детей в рамках мировой гуманист. мысли] / Т. Т. Бурлакова // Шк. образование. – 2008. – № 2. – С. 84–96.
Педагогическое наследие Л. Н. Толстого : [сб. ст. / редкол. В. Б. Мошкевич, Н. И. Никольская]. – Тула : [Тульск. пед. ин-т], 1975. – 79 с. – [8р П 24].
Педагогическое открытие вселенского масштаба : [к 180-летию со дня рождения Л. Н. Толстого] / И. Ф. Гончаров, И. П. Тюриков // Вестн. Герцен. ун-та. – 2008. – № 12. – С. 51–62. – Библиогр.: с. 62.
Призвание высокое и благородное : (Л. Н. Толстой о роли учителя) / С. С. Глущенко // Открытая шк. – 2003. – № 5. – С. 12–15.
Проблема интереса в педагогическом творчестве Л. Н. Толстого / В. Б. Бондаревский // Совет. педагогика. – 1968. – № 12. – С. 116-123.
Резонанс : «рецепт» от Л. Н. Толстого : [сочинения в пед. практике Толстого] / П. А. Гапоненко // Лит. в шк. – 2008. – № 2. – С. 47.
Л. Н. Толстой в оценке П. Ф. Каптерева / Л. Э. Заварзина // Педагогика. – 2008. – № 8. – С. 65–76. – Библиогр.: с. 76.
Л. Н. Толстой и К. Н. Вентцель: два взгляда на свободное воспитание / М. Е. Стеклов // Педагогика. – 2003. – № 3. – С. 85–88. – Библиогр.: с. 88.
Толстой и детство / Т. М. Афанасьева. – М. : Знание, 1978. – 95 с. : ил. – (Народный университет. Педагогический факультет ; № 9). – [8р А 941].
Л. Н. Толстой и С. А. Рачинский о личности учителя / Н. В. Носкова // Сред. проф. образование. – 2009. – № 3. – С. 81–83. – Библиогр.: с. 83.
Л. Н. Толстой и русская школа / А. А. Шаталов // Педагогика. – 2007. – № 1. – С. 86–93. – Библиогр.: с. 93.
Толстой как представитель свободного воспитания : [о пед. взглядах Л. Н. Толстого] / М. А. Чудакова // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. – 2004. – № 1. – С. 70–75.
Л. Н. Толстой – народный учитель / В. А. Вейкшан. – М. : Учпедгиз, 1959. – 102 с. – [371 В 263].
Л. Н. Толстой – народный учитель / Д. И. Латышина // Нач. шк. – 2008. – № 8. – С. 3–6.
Л. Н. Толстой о воспитании и обучении / В. А. Вейкшан. – М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. – 144 с. – [371 В 263].
Л. Н. Толстой о воспитании человека / А. А. Шаталов ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 1999. – 217 с. – (Библиотека педагога-практика). – [74.00 2823559 Ш 28].
Л. Н. Толстой о руководстве детским чтением и творчеством / Л. В. Тодоров // Совет. педагогика. – 1975. – № 10. – С. 113-121.
Лев Толстой против «европейничанья» : [Толстой о применении зарубеж. опыта в рос. шк.] / Г. В. Кондратьева // Математика в шк. – 2008. – № 7. – С. 62–67. – Библиогр.: с. 67.
Л. Н. Толстой – редактор журнала «Ясная Поляна» / Н. А. Смирнов. – Тула : Приок. кн. изд-во, 1972. – 87 с. : ил. – [8р С 506].
Лев Толстой: уроки педагогики : [пед. наследие писателя] / Н. В. Кудрявая // Человек. – 2000. – № 1. – С. 137–147.
Философско-педагогические идеи Л. Н. Толстого и проблемы духовного развития личности ребенка / Т. Т. Бурлакова // Толстовский ежегодник. – М., 2001. – С. 325–335. – [83.3(2Рос=Рус) 3240858 Т 529].