СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович (28 сентября 1918 г., с. Васильевка, ныне Кировоградской обл., – 2 сентября 1970 г., с. Павлыш той же обл.), педагог, член-корреспондент АПН СССР (1957), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы УССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968), лауреат Государственной премии УССР (1974). Окончил Полтавский педагогический институт (1938). Педагогическцю деятельность начал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области В 1942–1944 г. директор средней школы в поселке Ува Удмуртской АССР, в 1944–1948 г. заведующий Онуфриевским роно, с 1948 г. директор Павлышской средней школы.
Сухомлинский – педагог-исследователь, автор работ по проблемам практической педагогики (вопросы руководства школой, профмастерства учителя, проблемы умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания).
Сухомлинский создал оригинальную целостную педагогическую систему, основывающуюся на антропологическом подходе, гармонизации гуманистически ориентированных форм, средств и методов педагогической деятельности, ее субъектно-субъектном характере, признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования. Сухомлинский трактовал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребенку врожденных свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму.
В 50-е гг. Сухомлинский разрабатывал продуктивные пути соединения физического и умственного труда школьников на основе опытнической, поисковой деятельности, прерогативы освоения учащимися средств познания над собственно знаниями. Специфичной являлась трактовка Сухомлинским сельскохозяйственного труда как основного средства развития личности, а не только пути подготовки учащихся к овладению профессией. Доминировали установка на переживание школьниками радости бескорыстного созидательного труда и эстетическую направленность форм и методов производств. деятельности.
В начале 60-х гг. центральной для Сухомлинского стала проблема коммунистического воспитания школьников, в которой автор видел средство формирования «мыслящих личностей» (а не беспрекословно выполняющих партийные команды людей). Это предусматривало отказ от абсолютизации подчинения и контроля со стороны коллектива, которые противоречили принципу свободы личности, препятствовали духовному и нравственному совершенствованию человека. В противовес нивелирующим тенденциям авторитарного воспитания Сухомлинский утверждал гуманистическую педагогику, возвышающую человека над коллективом, апеллирующую к совести, основой воспитания считающую проблему человечности.
В структуру педагогической науки Сухомлинский включал категории этики – долг, честь, достоинство, добро, свободу. Особенность применяемых им педагогических средств проявлялась в осуществлении воспитания через художественные образы в виде бесед, поучений, наставлений и заповедей, обращенных к учителям и ученикам, а также сказок, раскрывающих проблемы нравственности и др.
С середины 60-х гг. Сухомлинский исследовал широкий спектр проблем, связанных со стимулированием познавательной деятельности учащихся. Он был убежден, что, только превратив учение в радостный труд, можно решить задачу развития школьников. Важнейшим инструментом этого считал ощущение у учащегося успеха в учении, переживание радости познания. Для развития у ребенка эмоциональной восприимчивости большую роль отводил элементам праздничности, красоты, обращал внимание на взаимосвязь нравственного воспитания и обучения. Акцент делался на расширение представлений детей об окружающем мире, развитие у них критичности мышления, на формирование системы моральных ценностей, а также умений и навыков самостоятельного получения и использования информации. Большое внимание Сухомлинский уделял переживанию детьми накапливаемого опыта, самостоятельному раскрытию ими важнейших нравственных принципов. Важное значение имели «уроки мышления» среди природы. Чутко воспринимая диалектику учебного процесса, Сухомлинский резко выступал против негативного отношения к словесным методам обучения и считал слово учителя важнейшим средством образования. Большую роль отводил созданию детьми совместно с учителями сказок, поэтических и прозаических миниатюр, стимулирующих развитие эмоционально-образного мышления («Сердце отдаю детям», 1969). Художественные миниатюры прочно вошли в практику учебно-воспитательной работы Павльппской школы и используются современными педагогами.
Сухомлинский стремился к созданию в школе высоконравственного школьного коллектива, в котором согласованно действовали коллектив педагогов – энтузиастов-единомышленников и сплоченный ученический коллектив. В таком коллективе не возникал вопрос о наказаниях, палитра воспитательных воздействий определялась атмосферой взаимопонимания. Регуляторами поведения становились нравственные нормы, добрые традиции. Сухомлинский утверждал, что стимулирующий потенциал коллектива обусловливается тем положительным, что каждый ребенок может внести в его нравственно-интеллектуальную атмосферу. Особое место в процессе формирования школьного коллектива занимала разнообразная совместная творческая деятельность учителей и учащихся, основой которой было переживание ими красоты природы. Сухомлинский разработал комплексную программу «воспитания красотой», высоко подняв роль эстетического воспитания школьников.
В целостном виде гуманистические педагогические идеи Сухомлинского впервые представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967). Они воплощались в следующих принципах: доверие и уважение к детской личности; превращение учебной деятельности школьников в захватывающий, насыщенный творческими открытиями процесс; ограничение сферы влияния коллектива на личность; воспитание без наказания – признание самоценности и неповторимости каждой отдельной личности; воспитание у школьников свободы выбора. Взгляды Сухомлинского на воспитание привели к противоречию с официальной педагогикой и к острой дискуссии с ее «консервативным крылом». «Этюды...» были подвергнуты уничтожающей критике, а сам Сухомлинский обвинен в проповеди «абстрактного гуманизма».
В конце 60-х гг. ведущей для Сухомлинского становится трактовка формирующейся личности как самоценности, понимание воспитания как феномена, в значительной степени независимого от требований общества. Главной целью воспитания выступало свободное развитие ребенка как активной личности, раскрытие индивидуальности, способной противостоять нивелирующей тенденции официальной педагогики. В центре педагогического процесса, рассматриваемого как синхронное взаимодействие наставника и ученика, находился ребенок с его интересами, творческими потенциями, на которые прежде всего и должны были ориентироваться учителя.
В последних произведениях Сухомлинского («Рождение гражданина», «Сто советов учителю», «Разговор с молодым директором школы», «Мудрая власть коллектива») проявляется ряд новых гуманистических идей. Наряду с прежней установкой на интернациональное и атеистическое воспитание приоритет отдается украинской этнопедагогике, народным ценностям. Пристальное внимание уделяется культовой основе воспитания – сказкам, мифам, поверьям, легендам. Вместо акцента на всестороннее развитие личности обосновывается идея иерархичности воспитания – ведущей сферой выступает духовность, опосредующая другие черты личности.
Сухомлинскому были присущи убежденность в отстаивании гуманистических идеалов воспитания, органичное сочетание глубины содержания с художественным стилем изложения, обоснование теоретических концепций собственной каждодневной педагогической практикой. Все это придавало его педагогическому наследию прогностический характер, идеям и педагогическим технологиям – актуальность. Сам Сухомлинский представлял идеал народного учителя, «отдавшего сердце детям». Павлышская школа была научной лабораторией, в которой весь педагогический коллектив участвовал в многолетней опытно-экспериментальной деятельности. Такие инновации, апробированные здесь как «Школа под голубым небом» и «Школа радости» (для 6-летних детей), психолого-педагогические консилиумы, уроки этики и психологии семейной жизни для старшеклассников, родительская школа и другие впоследствии были внедрены в педагогическую практику.
Педагогическое наследие Сухомлинского глубоко изучается на Украине, в России и за рубежом. Созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского. В Павлышской школе действует с 1975 г. педагогический музей Сухомлинского.
М. В. Богуславский
Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. - М., 1999. – Т. 2 : М–Я. – С. 401-402.
Сочинения В. А. Сухомлинского
Избранные педагогические сочинения : в 3-х т. / В. А. Сухомлинский ; [редкол. Н. П. Кузин и др.]. – М. : Педагогика, 1979–1981. – 3 т. – [373 С 914].
Избранные произведения ; в 5-ти т. / В. А. Сухомлинский ; [редкол. А. Г. Дзеверин и др.]. – Киев : Рад. шк., 1979–1980. – 5 т. – [373 С 914].
Верьте в человека : [из опыта работы Павлыш. сред. шк. Онуфриев. р-на Кировоград. обл.] / В. А. Сухомлинский. – М. : Молодая гвардия, 1960. – 112 с. – [373 С 914].
Воспитание коллективизма у школьников : из опыта работы сел. сред. шк. / В. А. Сухомлинский. – М. : Изд-во Акад. пед наук РСФСР, 1956. – 272 с. – [371 С 914].
Воспитание коммунистического отношения к труду : (опыт воспитат. работы в сел. шк.) / В. А. Сухомлинский ; под ред. Н. И. Болдырева. – М. : Изд-во Акад. пед наук РСФСР, 1959. – 439 с. – [371 С 914].
Воспитание личности в советской школе / В. А. Сухомлинский. – Киев : Рад. шк., 1965. – 213 с. – [373 С 914].
Воспитание советского патриотизма у школьников : из опыта работы сел. шк. / В. А. Сухомлинский. – М. : Учпедгиз, 1959. – 148 с. – [371 С 914].
Дума о человека / В. А. Сухомлинский. – М. : Госполитиздат, 1963. – 120 с. : ил. – [1 С 914].
Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста / В. А. Сухомлинский. – М. : Учпедгиз, 1961. – 223 с. – [371 С 914].
Как воспитать настоящего человека : (Этика коммунистического воспитания) : пед. наследие / В. А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1989. – 286 с. – (Библиотека учителя). – [74.200.5 2508668 С 914].
Книга о любви / В. А. Сухомлинский. – М. : Молодая гвардия, 1983. – 191 с. : ил. – [17 С 914].
Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. – М. : Просвещение, 1981. – 192 с. – [371 С 914].
Мудрость родительской любви / В. А. Сухомлинский ; сост. А. И. Сухомлинская. – М. : Молодая гвардия, 1988. – 304 с. – (Библиотека для родителей). – [74.9 2430367 С 914].
«Не только разумом, но и сердцем...» : сб. ст. и фрагм. из работ / В. А. Сухомлинский ; [сост. Л. В. Голованов]. – [2-е изд.]. – М. : Молодая гвардия, 1990. – 141 с. – (Библиотека пионервожатого). – [74.20 2563690 С 914].
Нравственный идеал молодого поколения / В. А. Сухомлинский. – М. : Изд-во Акад пед. наук РСФСР, 1963. – 152 с. – [371 С 914].
О воспитании : [выдержки из работ] / В. А. Сухомлинский ; [сост. С. Соловейчик]. – 6-е изд. – М. : Политиздат, 1988. – 269 с. – Библиогр.: с. 267–268. – [74.2 2445665 С 914].
Павлышская средняя школа : обобщение опыта работы в сел. сред. шк. / В. А. Сухомлинский. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1979. – 396 с. : ил. – [373 С 914].
Педагогический коллектив средней школы : (из опыта работы сел. шк.) / В. А. Сухомлинский. – М. : Учпедгиз, 1958. – 207 с. – [371 С 914].
Письма к сыну : кн. для учащихся / В. А. Сухомлинский. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1987. – 120 с. : ил. – [87.7 2416713 С 914].
Потребность человека в человеке / В. А. Сухомлинский. – 2-е изд. – М. : Совет. Россия, 1981. – 93 с. – (Человек среди людей). – [373 С 914].
Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский. – Минск : Университетское, 1988. – 240 с. – (Библиотечка серии «Университет – школе»). – [74.20 2475173 С 914].
Родина в сердце / В. А. Сухомлинский. – 2-е изд. – М. : Молодая гвардия, 1980. – 175 с. : ил. – [373 С 914].
Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. – Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1985. – 221 с. – [74.9 2314922 С 914].
Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский ; пер. с укр. Н. Дангуловой. – 3-е изд. – М. : Молодая гвардия, 1979. – 335 с. : ил. – [373 С 914].
Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Киев : Рад. шк., 1988. – 269 с. – [2433912(д) С 914].
Сто советов учителю / В. А. Сухомлинский. – Киев : Рад. шк., 1984. – 254 с. – (Педагогическая библиотека). – Библиогр.: с. 249–251. – [74.2 2273040 С 914].
Сухомлинский : [Избр. произведения] / В. А. Сухомлинский ; сост. и авт. предисл. Г. Д. Глейзер. – М. : Издат. Дом Ш. Амонашвили, 1997. – 223 c. – (Антология гуманной педагогики). – Библиогр.: с. 223. – [74.03(аб) С 914].
В. А. Сухомлинский об умственном воспитании / В. А. Сухомлинский ; сост. И. И. Мухин. – Киев : Рад. шк., 1983. – 224 с. – (Педагогическая библиотека). – [373 С 914].
Тексты Сухомлинского В. А. : [подборка рассказов и притч по этике] / В. А. Сухомлинский // Этич. воспитание. – 2007. – № 6. – С. 66–75.
Хрестоматия по этике / В. А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1990. – 303 с. – [87.7 2573745 С 914].
Литература о В. А. Сухомлинском
Аксиологические ориентиры воспитания культуры познания детей в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского / М. А. Беляева // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. – 2010. – № 1. – С. 185–189.
Две личности – две парадигмы воспитания : [о соврем. восприятии пед. наследия А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского] / В. М. Галузяк, Н. И. Сметанский // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 83–87.
Коллектив как культурно-воспитательная среда в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского / И. А. Зайцева // Изв. Юж. Федер. ун-та. Сер. Пед. науки. – 2008. – № 11. – С. 63–68.
Крестный путь В. А. Сухомлинского : [к 90 летию со дня рождения] / М. В. Богуславский // Психол.-пед. поиск. – 2008. – № 2. – С. 48–62. – Библиогр.: с. 62.
Педагогика гуманизма и гражданственности В. А. Сухомлинского : учеб.-метод. пособие / Г. А. Баркин ; Забайкал. гос. гуманитар.-пед. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. – Чита : ЗабГГПУ, 2007. – 247 с. – Библиогр.: с. 152–154. – [74.03 3373949 Б 251].
Педагогическая культура родителей в контексте семейной педагогики В. А. Сухомлинского / О. С. Тимофеева // Вестн. Оренбург. гос. пед. ун-та. Естеств. и гуманитар. науки. – 2003. – № 4. – С. 260–266.
Педагогические идеи В. А. Сухомлинского в грузинской школе / Н. А. Басиладзе // Педагогика. – 2002. – № 4. – С. 94–97.
Педагогические идеи С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского в современном пространстве педагогических исследований / Т. А. Яркова // Вестн. развития науки и образования. – 2008. – № 5. – С. 101–106. – Библиогр.: с. 106.
Повесть об учителе Сухомлинском ; Смерть и жизнь рядом : повести / Б. С. Тартаковский. – Киев : Днiпро, 1983. – 408 с. – [Т 217].
Развитие самосознания школьников : (из опыта работы В. А. Сухомлинского) : спецкурс / М. И. Мухин. – М. : Изд-во УРАО, 1998. – 134 с. – Библиогр.: с. 116–117. – [74.20 2846454 М 925].
Родительская педагогика В. А. Сухомлинского : [монография] / А. Ю. Гранкин ; [науч. ред. В. В. Макаев] ; Пятигор. гос. лингвист. ун-т. – Пятигорск : Изд-во ПГЛУ, 2002. – 151, [1] с. – [3021280(д) Г 772].
Система экологического воспитания и образования младших школьников в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С. А. Ускова ; Адыг. гос. ун-т. – Майкоп, 1995. – 22 с. – [74.03 13634 АР].
В. А. Сухомлинский : кн. для учащихся / А. М. Борисовский. – М. : Педагогика, 1985. – 127 с. : ил. – (Люди науки). – [74.03 2331036 Б 825].
В. А. Сухомлинский : учеб. пособие / А. А. Цыб ; Новосиб. гос. пед. ин-т. – Новосибирск : НГПУ, 1993. – 65 с. – Библиогр.: с. 64–66. – [74.03 2698240 Ц 93].
В. А. Сухомлинский в журнале «Народное образование» / В. Чумаков, А. Замостьянов // Нар. образование. – 2003. – № 1. – С. 243–254.
В. А. Сухомлинский: гуманистическая парадигма педагогического менеджмента : монография / И. И. Буева ; Оренбург. гос. ин-т искусств им. Л. и М. Ростроповичей ; [науч. ред. А. В. Кирьякова]. – Н. Новгород : ВГИПУ, 2006. – 124 с. : ил. – Библиогр.: с. 94–111. – [74.03 3318877 Б 903].
В. А. Сухомлинский и современность : к 85-летию со дня рождения педагога-гуманиста / В. А. Сахаров // Нач. шк. – 2002. – № 9. – С. 20–22.
В. А. Сухомлинский о развитии самосознания школьников / М. Мухин // Развитие личности. – 1997. – № 1. – С. 49–63.
В. А. Сухомлинский об основах воспитания детей с трудностями в обучении / В. И. Кашницкий // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. – 2002. – № 2. – С. 48–52.
В. А. Сухомлинский о семейном и патриотическом воспитании / К. А. Якупов // Вестн. Башкир. гос. пед. ун-та им. М. Акмуллы. – 2008. – № 2. – С. 58–64. – Библиогр.: с. 64.
В. А. Сухомлинский: человеческая личность неповторима / М. И. Мухин. – Курск : Изд-во Кур. обкома КП РСФСР, 1991. – 123 с. – [74.03 2610931 М 925].
Уроки Сухомлинского / В. Г. Рындак [и др.]. – М. : Пед. вестн., 1998. – 232 с. : ил. – Библиогр.: с. 155–157. – [74.03 м2844714 Р 952].
Учитель Сухомлинский: уроки на завтра / В. Г. Рындак ; Оренбург. гос. пед. ун-т. – Оренбург : ОГПУ, 2008. – 511 с. : ил. – Библиогр.: с. 425–454. – [74.03 3316577 Р 952].
Феномен культуры педагогической деятельности учителя (в контексте идей В. А. Сухомлинского) / Н. М. Науменко, Л. Б. Соколова // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. – 2006. – Нояб., спец. вып. : Наука и образование: проблемы и перспективы. Ч. 2. – С. 354–357. – Библиогр.: с. 357.
Школоцентристская социально-педагогическая система В. А. Сухомлинского / Е. Н. Салтанов // Сред. проф. образование. – 2005. – № 5. – С. 21–24.
Этапы становления и особенности развития этнопедагогики / Г. В. Нездемковская // Педагогика. – 2008. – № 5. – С. 20–27. – Библиогр.: с. 27.