МОНТЕССОРИ (Montessori) Мария (31 августа 1870 г., Кьяравалле, близ г. Анкона, – 6 мая 1952 г., Нордвейк-ан-Зе, Нидерланды), итальянский педагог, врач. В 1894 окончила Римский университет. Первая женщина в Италии – доктор медицинских наук (1896). Профессор гигиены в Высшей женской школе (1896–1906). В 1900–1907 гг. читала курс педагогической антропологии в Римском университете (в 1904–1908 гг. профессор).
Практическую деятельность начала в детской психиатрической клинике (1895–1898), где под влиянием идей Ж. Итара и Э. Сегена разработала метод развития органов чувств у умственно отсталых детей. В 1899–1901 гг. работала в Ортофренической школе, готовившей преподавателей специальных школ для детей с физическими и умственными недостатками. Успех метода (воспитанники Монтессори наравне с другими детьми сдавали экзамены за курс начальной школы) позволил применить его к нормальным детям дошкольного возраста. Для внедрения своей системы Монтессори создавала дошкольные учреждения для детей 3–6 лет – «дома ребенка» (первый был открыт в 1907 г. в римском квартале трущоб Сан-Лоренцо). Опыт обучения детей Монтессори обобщила в книге «Метод научной педагогики...» («Il metodo della pedagogiascientifica applicato all'educazione infantile nelle case dei bambini», 1909; русский перевод 1920) и последующих работах . После установления фашистского режима в Италии эмигрировала. В Великобритании, Франции, США, Испании, Индии и других странах активно пропагандировала свою систему, создавая школы, организуя лекции, международные конгрессы по проблемам воспитания детей. Неоднократно выступала против войны, считая воспитание «оружием в борьбе за мир». После второй мировой войны вернулась в Италию. В последние годы жизни возглавляла Институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге.
Система Монтессори основана на идеях свободного воспитания. Критикуя отжившие схоластические методы обучения в школе и недостатки фребелевских детских садов, Монтессори поддерживала идею о недопустимости насилия над ребенком, требовала уважения к личности воспитанников. Монтессори утверждала, что существует особый мир детства и что развитие ребенка подчиняется особым законам. Основываясь на теории «спонтанного развития ребенка», Монтессори пришла к отрицанию активной воспитывающей роли педагога: взрослые, навязывая детям собственные установки, тормозят их естественное развитие. Задачу воспитания видела в создании таких условий, которые соответствуют потребностям ребенка, помогают выявлять его запросы и способствуют его самовоспитанию и самообучению.
Стремясь поставить обучение и воспитание на научную основу, Монтессори применила в педагогике фундаментальные принципы экспериментальных наук. Дошкольное учреждение (начальную школу) Монтессори рассматривала как лабораторию для изучения психической жизни детей, в которой педагог – наблюдатель-экспериментатор, тщательно планирующий учебную ситуацию, дидактический материал и максимально точно оценивающий достигнутые результаты. Опосредованное руководство воспитателя, согласно Монтессори, осуществляется на основе автодидактизма: дети свободно выбирают занятие, но выполняют его так, как задумал педагог, – в рамках, предусмотренных еще при создании стандартизированного дидактического материала (кубы-вкладыши, рамки с гнездами разнообразной формы и вкладыши для заполнения этих гнезд и т. п.). Устройство дидактического материала позволяет ребенку самостоятельно обнаруживать свои ошибки. Исправление ошибок требует сосредоточенности, внимания, наблюдательности, терпения, упражняет волю, способствует воспитанию дисциплинированности и ответственности ребенка. Главным в занятиях считается упражнение «активности», задача приобретения знаний является попутной.
Основой обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте Монтессори считала сенсорное воспитание, которое осуществляла с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом. Для тренировки органов чувств Монтессори рекомендовала исключать всякие отвлекающие влияния, при упражнении одного органа – «выключить» остальные (например, для развития более тонкого осязания у детей завязывать им глаза). Эффективность в обучении Монтессори связывала с выделением особых сензитивных периодов повышенной восприимчивости детей к определенным воздействиям окружающей среды (например, сензитивные периоды в обучении речи, овладении межличностными отношениями и т. д.).
Главная форма воспитания и обучения, по системе Монтессори, – самостоятельные индивидуальные занятия детей или специально разработанный Монтессори индивидуальный урок, основа которого – сжатость, простота и объективность (то есть максимальное сосредоточение ребенка на предмете занятий). Коллективно проводились музыкальные и гимнастические занятия, а также занятия по обслуживающему труду (мытье посуды, уборка и т. д.).
Заслугой Монтессори является введение в практику дошкольных учреждений систематических антропометрических измерений при помощи приспособленной к детям аппаратуры. Монтессори провела реформу в оборудовании зданий и помещений детского сада, оснастив их специальной детской мебелью. Педагогическим задачам подчинена и архитектура школ Монтессори: помещения для индивидуальных (групповых) занятий расположены вокруг общего для них внутреннего дворика, где дети знакомятся с природой (растениями, мелкими домашними животными). Занимаясь проблемами организации общественного дошкольного воспитания, Монтессори подчеркивала, что благотворительность сама по себе не может принести никаких результатов, нужна планомерная, систематическая работа с детьми в дошкольных учреждениях.
Наряду с вопросами дошкольной педагогики (общие педагогические требования к обучению, режим дня, питание, физическое воспитание, ручной труд, сенсорное, умственное воспитание, развитие речи, обучение чтению, письму, счету и арифметическим действиям) Монтессори разрабатывала метод индивидуального изучения детьми младшего школьного возраста грамматики родного языка, геометрии, арифметики, географии, музыки, биологии, истории и других наук. Занималась также вопросами воспитания детей раннего возраста (до 3 лет). Система Монтессори завоевала популярность во многих странах; ее дидактический материал и приемы обучения послужили основой для создания более совершенных систем обучения и воспитания детей.
Э. Г. Пилюгина
Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. – М., 1993. - Т. 1 : А–М. – С. 591-592.
Сочинения М. Монтессори
Дети – другие : ст., советы и рекомендации : [пер. с нем.] / М. Монтессори ; вступ. и закл. ст., коммент. К. Е. Сумнительный. – М. : Карапуз, 2004. – 334 с. : ил. - (Педагогика детства). – Библиогр.: с. 332. – [74.00 3245767 М 777].
Дом ребенка : метод науч. педагогики / М. Монтессори ; пер. с ит. С. Г. Займовского ; соврем. рус. ред. Е. А. Хилтунен. – М. : АСТ : Астрель, 2006. – 269 с. : ил. – [74.03 3298587 М 777].
Метод научной педагогики, применимый к детскому воспитанию в домах ребенка : пер. со 2-го итал., испр. и доп. изд. / М. Монтессори ; ред. группа: Д. Сороков [и др.]. – М. : Монтессори-центр, 1993. – 168 с. – [74.1 2669825 М 777].
Мой метод : начальное обучение / М. Монтессори ; пер. с фр. Л. Б. Печатникова. – Науч. изд. – М. : АСТ : Астрель, 2006. – 351 с. : ил. – [74.9 3312567 М 777].
Помоги мне сделать это самому : [перевод] / М. Монтессори ; сост. и авт. вступ. ст. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов ; науч. ред. С. В. Лыков. – М. : Карапуз, 2004. – 270 с. : ил. – (Педагогика детства). – [74.1 3245770 М 777].
Программа школы Монтессори / М. Монтессори // Обруч. – 1995. – № 2. – С. 16–30.
Разум ребенка : гл. из кн. / М. Монтессори ; под общ. ред. Е. Хилтунен, О. Лаптевой ; пер. на рус. яз. Н. Плавинский ; худож. О. Донецкова. – М. : Изд. дом Грааль, 1997. – 173 с. – [88.8 м2853899 М 777].
Литература о М. Монтессори
Большая книга Монтессори : Система раннего развития, которая потрясла мир / Д. Орлова ; [худож. П. Смирнов]. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК ; Владимир : ВКТ, 2009. – 185 с. : ил. – (Главная книга родителя). – Библиогр.: с. 185. – [74.1 3335704 О–664].
Гуманистическая педагогика Марии Монтессори / Н. Г. Тарасенко ; Белгород. гос. ун-т. – Белгород : Изд-во Белгор. гос. ун-та, 1999. – 229 с. – [74.20 2836401 Т 191].
Идея свободного воспитания в педагогике М. Монтессори / Г. В. Брыжинская // Нар. образование. – 2001. – № 5. – С. 23–32.
История возрождения педагогики Марии Монтессори : использование методики итальянского педагога М. Монтессори в школах Голландии и России / Е. Печникова // Обруч. – 1995. – № 6. – С. 8–10.
Как помочь ребенку построить себя? : (беседы о педагогике М. Монтессори) / К. Е. Сумнительный. – М. : Синее яблоко, 1999. – 63 с. : ил. – [74.1 2827393 С 897].
Как школа Монтессори решает социальные задачи общества / Е. Хилтунен // Пед. техника. – 2007. – № 3. – С. 30–34.
Космическое воспитание : (в пед. системе М. Монтессори) / К. Е. Сумнительный ; Центр Монтессори. – М. : Грааль, 2000. – 110 с. – [74.2 2869296 С 897].
Место идеи М. Монтессори о «космическом воспитании» в формировании мировоззрения человека XXI века / Н. Г. Тарасенко // Науч. ведомости Белгор. гос. ун-та. Сер. Педагогика. – 2006. – Вып. 1. – С. 282–289.
Монтессори в России. Новый взгляд : сб. науч.-практ. ст. [Вып. 1] / Моск. центр Монтессори ; под ред. К. Е. Сумнительного. – М. : Грааль, 1998. – 123 с. – [74.2 2793847 М 777].
Монтессори-материал : [пед. методика М. Монтессори : пер. с нем.] Ч. 1. Школа для малышей. - М. : Рос. Монтессори-центр : Мастер ; Zelhem : Nienhuis, 1992. - 79 с. : ил. - [74.1 с2653434 М 777].
Монтессори-педагогика в практике детского сада / Новокузнец. ин-т повышения квалификации ; [авт.-сост. М. Н. Якимова]. – Новокузнецк : ИПК, 1999. – 91 с. : ил. – Библиогр.: с. 87–90. – [74.1 2828964 М 777].
Монтессори-педагогика: вопросы теории и методики / М. Сорокова // Дошк. воспитание. – 1999. – № 10. – С. 101–109.
Мария Монтессори: система дошкольного воспитания / Е. Смирнова // Дошк. воспитание. – 2007. – № 2. – С. 110–114.
Монтессори-школа в Москве : [история становления Монтессори-педагогики в России ; Монтессори-школы в Москве на соврем. этапе] / Е. Хилтунен // Инновационное движение в российском школьном образовании. – М., 1997. – С. 280–296. – [74.20 2846795 И 665].
Наследие Марии Монтессори и идеи космического воспитания в России / К. Сумнительный // Рос. ист. журн. – 1998. – № 4. – С. 3–10.
Образовательные системы – обзор исторически сложившихся подходов : [об образоват. системе М. Монтессори] / А. Масленникова // Директор шк. – 2004. – № 9. – С. 41–48.
Обучение грамоте по методу Монтессори / Ю. Фаусек // Обруч. – 1995. – № 6. – С. 11–12.
Ориентация студентов педвуза на гуманистические идеи Марии Монтессори: (на примере дисциплин психолого-педагогического цикла) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Л. Г. Бородаева ; [Волгогр. гос. пед. ун-т]. – Волгоград, 2001. – 24 с. – [74р 15834 АР].
Основополагающие идеи педагогики Монтессори : из письм. наследия и сферы практ. деятельности М. Монтессори : [сборник] / сост. П. Освальд, Г. Шульц-Бенеш ; пер. с нем. под ред. Н. Г. Тарасенко, М. Н. Костиковой ; [вступ. ст. Н. Г. Тарасенко]. – Белгород : Изд-во Белгород. гос. ун-та [и др.], 1999. – 222 с. : ил. – [74.03 2837324 О–752].
Педагогика Марии Монтессори // Современные образовательные программы для дошкольных учреждений : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М., 2000. – С. 198–231. – [74.1 2833271 С 568].
Педагогика Марии Монтессори : ст., дневники, рукописи / Ю. И. Фаусек ; [предисл. М. В. Крулехт]. – М. : Генезис, 2007. – 366 с. : ил. – Библиогр.: с. 344–346. – [74.03 3354104 Ф 287].
Педагогика Марии Монтессори : учеб. пособие / М. И. Богомолова ; Ульян. гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова. – Ульяновск : Вектор-С, 2008. – 147 с. – Библиогр.: с. 123–124. – [74.03 3329980 Б 744].
Педагогика Марии Монтессори в современной системе подготовки и переподготовки работников дошкольного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. Н. Якимова ; Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов М-ва образования Рос. Федерации. – М., 2000. – 23 c. – Библиогр.: с. 23. – [74.10 36609 АР].
Педагогика М. Монтессори в современном образовательном процессе : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Белгород. гос. ун-т ; под ред. Н. Г. Тарасенко. – Белгород : [б. и.], 1999. – 228 с. – [74.20 2836769 П 24].
Педагогика свободного полета : [об обучении детей по методу Монтессори] / А. Фролова // Коммерсантъ – Деньги. – 2001. – № 19. – С. 73–78.
Педагогическая система М. Монтессори в поле российского образования / К. Е. Сумнительный // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. – 2002. – № 1. – С. 96–100.
Подготовка педагога для работы в группах М. Монтессори / К. Сумнительный // Доп. образование и воспитание. – 2008. – № 2. – С. 20–25.
Преимущества Монтессори-педагогики / Н. Н. Смирнова // Справ. рук. дошк. учреждения. – 2010. – № 6. – С. 47.
Природосообразные технологии : [в т. ч. технология саморазвития М. Монтессори] / Г. К. Селевко // Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. – М., 1998. – С. 167–179. – [74.202 2813527 С 29].
Программа школы Монтессори // Завуч. – 1998. – № 3. – С. 38–44.
Художественное творчество детей в педагогической системе Монтессори / Е. Хилтунев // Искусство в шк. – 1999. – № 3. – С. 10–15.
Развитие и применение идей М. Монтессори в современном мире / М. Г. Сорокова // Шк. технологии. – 2003. – № 6. – С. 74–83.
Развитие интеллекта ребенка по системе Марии Монтессори / И. Н. Севастьянова // Вестн. Вят. гос. гуманитар. ун-та. – 2008. – № 3. – С. 48–52.
Ретроспективный анализ развития Монтессори-образования в России / Н. А. Каргапольцева // Педагогическая мысль и образование XXI века : Россия – Германия : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 20–21 апр. 2000 г. – Оренбург, 2000. – Ч. 1. – С. 239–247. – [74.04 2843867 П 24].
Уроки Монтессори / [ред. А. Сватовская ; худож. П. Смирнова]. – СПб. : Прайм-Еврознак ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 61 с. : ил. – (Воспитай меня правильно!). – [74.9 3258437 У 714].
Я люблю Монтессори : Свободное воспитание. Сензитивные периоды. Дидактические упражнения : пособие для родителей / Т. Афанасьева [и др.]. – М. : Карапуз, 2004. – 72 с. – [74.9 3250910 Я 11].