МАКАРЕНКО Антон Семенович (1 (13) марта 1888 г., г. Белополье, ныне в Сумской обл. Украины, – 1 апреля 1939 г., Москва], педагог и русский писатель. По окончании Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) учительствовал в пос. Крюков и на ст. Долинская (1911–1914) на Украине. Окончив Полтавский учительский институт (1917), заведовал железнодорожным училищем в Крюкове и городским училищем в Полтаве. С 1920 г. руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1928 г. переведенной в Куряж, под Харьков. С 1927 г. совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны имени Ф. Э. Дзержинского под Харьковом. С 1928 г. заведующий коммуной, с 1932 г. начальник педагогической части. В 1935 г. начальник, в 1937 г. – заместитель начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. Осенью 1936 г. возглавил колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 г. переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности.
Макаренко прошел сложный путь, наполненный стремлением создать нового совершенного человека, постоянным педагогическим трудом и полемикой с противниками его теории, верой в светлое будущее и разочарованиями. Обладая мышлением педагога-теоретика и экспериментаторским талантом, Макаренко всю свою научную деятельность связал с воспитательной практикой. Глубокое знание отечественного педагогического наследия и собственный педагогический опыт позволили ему уже в 20-е гг. подойти к разработке системы воспитания, которая, по его мысли, должна была отвечать задачам строительства нового общества. Он начинал работу в колонии в труднейших условиях хозяйственной разрухи, сознавая, что ему предстоит преодолеть дистанцию между идеалом человека коммунистического будущего и реальным бытием педагогически запущенных, социально и морально искалеченных детей – жертв войн и социальных потрясений.
В своих учреждениях он создавал организованный коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения с производительным трудом.
Ядро учения Макаренко – теория воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, взаимоотношений с личностью ребенка и связи с другими коллективами; методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей. Сведение творчества Макаренко к «педагогике для беспризорных» несправедливо, так как в коммуне воспитывались не только они, но и дети из вполне благополучных семей сотрудников коммуны. Опыт творческого развития юной личности по методике Макаренко принципиально важен для науки о воспитании.
Макаренко установил, что именно разрыв социальных связей наносит взрослеющему человеку вред, а их восстановление выправляет его развитие. Суть воспитания, по Макаренко, состоит в завязывании и укреплении правильных отношений между подрастающим человеком и обществом, создании благоприятного морального климата. Воспитательный коллектив является органичной частью общества и в специфической форме воспроизводит общественные отношения, активно включает в них детей. Социально значимая задача, стоящая перед коллективом, позволяет каждому его члену ощущать себя участником общего дела, пробуждает гражданские чувства. Макаренко наполнил понимание коллектива новыми элементами. Его организационно-педагогические находки – разновозрастные отряды, советы командиров, общее собрание, самоуправление – были привлекательны для воспитанников. Упреки в адрес Макаренко об отрицательном воздействии этих форм организации детей носят спорный характер. Осуществляемые творчески и неформально эти формы дают значительный воспитательный эффект (например, в коммунарской методике), тогда как их массовое, шаблонное повторение может действительно привести к негативным результатам, как это происходило во многих акциях пионерской организации.
Макаренко много места отводил эмоциональному настрою воспитанников, мажорному тону их жизни, которые сплачивали детей, создавали оптимистическую атмосферу в коллективе. Им сформулирован «метод параллельного педагогического действия». В противовес «парному воспитанию» (взаимодействие одного наставника и одного ребенка) он включал в процесс воспитания как педагогов, так и воспитанников. Критерием оценки поведения учащихся становится не только личное мнение педагога, но и интересы коллектива. Макаренко утверждал, что человек не может быть воспитан влиянием одной личности, какими бы качествами она ни обладала.
В отношениях с воспитанниками Макаренко опирался на принцип: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». Восприятие воспитателями детей как существ, нуждающихся в постоянном «укрощении», он называл «педагогическим пороком». В его трактовке, дети – прекрасные и живые жизни, поэтому нужно видеть в них товарищей и граждан, уважать их права и обязанности, в том числе право на радость и обязанность ответственности.
Макаренко стремился к тому, чтобы сделать радость ребенка ответственной, человечески значимой и нравственной, а его ответственность – радостью, доставляющей нравственное удовлетворение. Эту диалектическую задачу Макаренко разрешал с помощью метода «перспективных линий» в детской жизни. Он показал, что воспитывать человека – значит воспитывать умение находить перспективные пути, на которых его ждет «завтрашняя радость». С изменением образа жизни коллектива, его развитием выдвигаются новые условия, близкие и дальние цели. Этот процесс создает новый уровень отношений и деятельности. На смену требованию педагога приходит общественная требовательность, которая затем перерастает в требование личности к себе самой.
Макаренко определил три стадии развития коллектива: его создание, становление и сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями. Остановка процесса совершенствования коллектива может привести к скрытым вначале процессам обратного движения, например, к появлению формализма, исчезновению у учащихся интереса к общественным делам и тому подобным явлениям застойности. Для преодоления таких явлений Макаренко иногда использовал метод «педагогического взрыва», выражающийся в коллективном гневе, общем осуждении, бойкоте и т. п. Макаренко предупреждал об осторожности в таком маневре, так как он является сильнодействующим средством воспитания и требует большого педагогического мастерства и такта, а также о возможности его применения не только в конфликтных, но и в созидательных ситуациях. Учение Макаренко иногда называют «педагогикой событий», то есть организацией воспитательных ситуаций в жизни ребенка, имеющих поворотное значение для его развития. Он считал, что в коллективе, в котором внешне ничего не происходит, в действительности идет скрытое накопление воздействий, грозящих возникновением не предусмотренных педагогом событий.
Макаренко стремился проектировать «лучшее в человеке», обращать внимание в личности ребенка прежде всего на положительные задатки. Выстраивая теорию и методику воспитательной работы, Макаренко понимал ее как целостную систему организации жизнедеятельности воспитанников, в которой все воспитательные средства обеспечивают реализацию выдвинутых целей и в конечном счете – выполнение социального заказа общества. Залог успеха этой работы Макаренко видел в гражданской позиции педагога, глубоком знании им предмета, психолого-педагогическом мастерстве, овладении педагогической технологией и логикой.
Теория педагогической логики – основа методики воспитательной работы с коллективом и личностью. Во всяком опыте Макаренко ценил не только его практический эффект, но и его «логическое торжество» – предвидение и реальную последовательность фактов, которые должны привести к ожидаемому результату. Он проанализировал три типа ошибок шаблонного педагогического мышления, с которыми сталкивался в практике: ошибки дедуктивного предсказания, этического фетишизма и уединенного средства. Он был убежден, что нельзя рассматривать любое средство вне системы. Поэтому считал, что детей, совершивших правонарушения, нельзя воспитывать без дисциплинарных воздействий (физические наказания он отрицал). Но наряду с дисциплинарным наказанием равноправным средством воспитания считал и поощрение.
В трудах Макаренко встречаются выражения «логика требования», «логика труда», «логика дисциплины» и т. д. В них он искал обобщающую идею, соединяющую организационные, технические и психологические аспекты каждой задачи в целостные звенья и включающую их в общую деятельность педагога и его воспитанников. Логика педагогического процесса, по Макаренко, должна быть до конца целесообразна, имея в виду не обычный житейский здравый смысл, а целесообразность, которую наука рассматривает как объективное явление, присущее самоуправляющимся системам. Макаренко свойственны иногда противоречия, когда в двух, казалось бы, одинаковых ситуациях он рекомендовал различные средства. Это объясняется тем, что в педагогическом процессе то или иное средство воздействия в зависимости от обстоятельств, времени и особенностей личности, коллектива, таланта воспитателя может применяться в большей или меньшей степени, вплоть до его полного отрицания.
В трудах Макаренко разработаны важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структуры семьи, ее культуры, методов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитывать ребенка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей в конечном счете определяют успех воспитания детей.
Открытия Макаренко оказали существенное влияние на развитие смежных с педагогикой дисциплин, которые в 30-х гг. практически были запрещены, – социальную педагогику, педагогическую психологию и др. Особый вклад Макаренко внес в исправительно-трудовую педагогику. Его педагогический опыт позволили в короткий период наладить практическую работу трудовых колоний НКВД в масштабах Украины. Вопреки официальным требованиям усилить карательные функции перевоспитания, в колониях для несовершеннолетних были упразднены карцеры и внутренняя охрана, предприняты меры по организации трудового воспитания, укреплению кадров воспитателей, введению некоторых начал самоуправления. Он выступал против использования для детей элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного уклона. В Броварах он фактически повторил куряжский эксперимент, создав сплоченный коллектив.
Педагогический опыт Макаренко, его педагогические взгляды отражены в художественном творчестве. Деятельность Колонии им. М. Горького описана в «Педагогической поэме» (ч. 1–3, 1933–1935), Коммуны им. Ф. Э. Дзержинского – в повести «Флаги на башнях» (1938). Воспитанию в семье посвящена «Книга для родителей» (1937, совместно с Г. С. Макаренко).
При жизни Макаренко подвергался критике справа и слева. В 20-е гг. ему ставили в вину увлечение дореволюционной педагогикой, стремление к утверждению авторитаризма, дисциплины, наказаний. Он не был близок педагогам-гуманистам (П. П. Блонский, В. Н. Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий и др.), которые одновременно с Макаренко искали пути воспитания нового человека, но не принимали революционной активности Макаренко, его увлечения коллективистскими формами, определенного равнодушия к широкой образованности и интеллигентности воспитанников и др. Все эти годы, вплоть до своей смерти, искания Макаренко поддерживал М. Горький, искренне веривший в успех Макаренко и защищавший его в трудные периоды жизни.
Деятельность Макаренко в Коммуне им. Ф. Э. Дзержинского совпала с дискуссией в стране по основным проблемам педагогики (1928–1931). В 1928 г. он вступил в конфликт с НИИ педагогики Наркомпроса Украины, наиболее последовательно поддерживающим позицию директора Московского института методов школьной работы В. Н. Шульгина о классовом подходе к анализу педагогических влияний. Макаренко считал, что воспитательная работа требует конкретизации общих положений о классовой борьбе в воспитательном процессе, воспитание в классовом духе должно не сводиться к словесной обработке рассуждениями о классовом инстинкте и солидарности, а выражаться в организации деятельности детей в соответствии с идеалами рабочего класса. О практике Макаренко негативно высказывались Н. К. Крупская (выступление на 8-м съезде комсомола, 1928), А. В. Луначарский и др.
В 30-е гг. Макаренко критиковали за отступление от партийных постановлений по школе и приверженность Декларации о единой трудовой школе (1918), за демократизм и внедрение самоуправления. К 1932 г. он пришел к выводу, что труд, являясь нейтральным процессом, сам по себе, без нравственного воспитания, не может сформировать личность, соответствующую задачам социалистического общества. Это положение было воспринято как нарушение Макаренко основных принципов трудового воспитания в советской педагогике.
Преследования критиков продолжились после публикации «Педагогической поэмы». В 1938 г. против него развернулась кампания по обвинению в намерении исказить революционную действительность, педагогическом непрофессионализме и некомпетентности, вреде его книг для социалистического воспитания.
После смерти Макаренко наибольший урон изучению его идей нанесла канонизация образа Макаренко в официальной педагогической теории в СССР, придание ему схоластических черт классика марксистской педагогики. На протяжении десятков лет в литературе и диссертациях по педагогике давался односторонний анализ, часто фальсифицирующий и искажающий подлинный смысл педагогического новаторства Макаренко. Его эксперименты механически переносились в массовую практику советской школы, ПТУ и исправительно-трудовых учреждений. До середины 80-х гг. издания трудов Макаренко выходили с купюрами и значительными исправлениями, комментарии носили ярко выраженный идеологический характер. Значительную исследовательскую, текстологическую и публикаторскую работу провели сотрудники Марбургского университета (Германия), где с начала 60-х гг. действовала макаренковская лаборатория (основана С. Л. Фрёзе, его последователи – Г. Хиллиг, 3. Вайц и др.). Большинство советских педагогов до середины 80-х гг. были знакомы с деятельностью лаборатории лишь по материалам официальных изданий, усматривавших в творчестве немецких коллег антисоветскую пропаганду. После 1985 г. началось сотрудничество с зарубежными исследователями Макаренко.
С середины 80-х гг. с открытием доступа к документам и архивам появилась возможность дать объективную оценку педагогическим начинаниям Макаренко, вновь повысился интерес к его воспитательной системе. Однако современное макаренковедение переживает трудный период. В биографии и исследованиях опыта Макаренко присутствуют «белые пятна». Недостаточно известна деятельность Макаренко до 1920 г., в киевский период 1935–1937 гг., возникают вопросы о его контактах с органами НКВД и др. К творчеству Макаренко предъявляются обвинения в приверженности сталинизму, к олицетворению карательной педагогики, авторитарного воспитания. Макаренко считал, что методы воспитания относительно нейтральны к системе их породившей. Необходимо учитывать, что Макаренко работал в сложную эпоху, он был неординарной, сильной и творческой личностью, которой свойственны удачи, сомнения, ошибки. Сплавом личностных качеств одаренного от природы человека во многом объясняется его педагогическое мастерство.
Главная заслуга Макаренко в том, что вопреки давлению педагогических чиновников, атмосфере культа личности и усилению авторитарных тенденций в жизни общества он боролся за утверждение гуманистической педагогики, сумев сохранить индивидуальность и передать последующим поколениям педагогов свой уникальный опыт.
Л. А. Левшин
Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. – М., 1993. - Т. 1 : А–М. – С. 536-538.
Сочинения А. С. Макаренко
Собрание сочинений : в 5-ти т. / А. С. Макаренко ; [под общ. ред. А. Тарновского]. – М. : Правда, 1971. – 5 т. – [371 М 151].
Собрание сочинений : в 4 т. / А. С. Макаренко. – М. : Правда, 1987. – 4 т. – (Библиотека «Огонек». Отечественная классика). – [84(2=Рус)7 2413181, 2403752, 2421057, 2421058 М 151].
Сочинения : в 7-ми т. / А. С. Макаренко ; ред. кол.: И. А. Каиров [и др.]. – [2-е изд.]. – М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957–1958. – 7 т. –[371 М 151].
Избранные педагогические сочинения : в 2-х т. / А. С. Макаренко ; [сост. Л. Ю. Гордин] ; ред. кол.: И. А. Каиров [и др.]. – [2-е изд.]. – М. : Педагогика, 1978. – 2 т. – (Педагогическая библиотека). – [371 М 151].
Избранные произведения : в 3-х т. / А. С. Макаренко ; ред. кол.: Н. Д. Ярмаченко [и др.]. – Киев : Рад. шк., 1983–1984. – 3 т. – (Педагогическая библиотека). – [371 (т. 1), 74 2272110 (т. 2), 74.03 2308001 (т. 3) М 151].
Педагогические сочинения : в 8-ми т. / А. С. Макаренко ; редкол.: М. И. Кондаков [и др.]. – М. : Педагогика, 1983–1986. – 8 т. – [371 (т.1, 2), 74 2274982 (т. 3), 74 2300311 (т. 4), 74.03 2325615 (т. 5), 74.03 2314915 (т. 6), 74.03 2342762 (т. 7), 74.03 2364740 (т. 8) М 151].
Беседы с родителями / А. С. Макаренко. – Сталинград : Обл. кн.изд-во, 1947. – 108 с. – [371 М 151].
Воспитание в семье : (лекции для родителей) / А. С. Макаренко. – [Куйбышев] : Куйбышев. обл. изд-во, 1949. – 88 с. – (Библиотечка для родителей). – [371 М 151].
Воспитание в советской школе / А. С. Макаренко. – М. : Просвещение, 1966. – 255 с. – Библиогр.: с. 253–254. – [371 М 151].
Воспитание гражданина : [сборник] / А. С. Макаренко. – М. : Просвещение, 1988. – 301 с. – Библиогр.: с. 301–302. – (Библиотека учителя. Педагогические раздумья). – [74.200.5 2482224 М 151].
Книга для родителей : к 100-летию со дня рождения А. С. Макаренко / А. С. Макаренко. – М. : Педагогика, 1988. – 304 с. – (Библиотека для родителей). – [74.9 2452375 М 151].
Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко ; [сост. В. В. Кумарин]. – Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988. – 261 с. – [74.2 2424804 М 151].
Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко. – Алма-Ата : Мектеп, 1988. – 91 с. – [74.9 2469989 М 151].
Макаренко : [Избр. произведения] / А. С. Макаренко ; [сост. и авт. предисл. В. М. Коротов] ; Моск. гор. пед. ун-т. – М. : ИД Ш. Амонашвили, 1999. – 220 с. – (Антология гуманной педагогики). – Библиогр.: с. 222. – [74.03 М 151].
Марш тридцатого года : кн. для учителя / А. С. Макаренко ; сост. и авт. коммент. В. Г. Бейлинсон. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1988. – 287 с. – [74.03 2436057 М 151].
Методика организации воспитательного процесса / А. С. Макаренко ; под ред. Г. С. Макаренко. – М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. – 108 с. –[371 М 151].
О воспитании : [сборник] / А. С. Макаренко ; [сост. В. С. Хелемендик]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Политиздат, 1990. – 414 с. – (Библиотечка семейного чтения). – Библиогр.: с. 407–410. – [74.2 2537484 М 151].
Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. – Киев : Рад. шк., 1988. – 510 с. : ил. – [84(2=Рус)7 2436070 М 151].
Проблемы школьного советского воспитания / А. С. Макаренко ; сост. В. С. Аранский, А. И. Пискунов. – М. : Учпедгиз, 1963. – 140 с. – [371 М 151].
«Проектировать лучшее в человеке...» / А. С. Макаренко. – Минск : Университетское, 1989. – 415 с. – (Библиотечка серии «Университет – школе»). – Библиогр.: с. 400–416. – [74.00 2505033 М 151].
Теория и практика коммунистического воспитания / А. С. Макаренко ; сост. А. А. Фролов ; редкол.: М. В. Фоменко [и др.]. – Киев : Рад. шк., 1985. – 279 с. : ил. – [74.03 2330024 М 151].
Трудовое воспитание : [сборник] / А. С. Макаренко. – Минск : Нар. асвета, 1977. – 256 с. : ил. – [371 М 151].
Флаги на башнях : повесть в 3 ч. / А. С. Макаренко. – М. : Высш. шк., 1986. – 429 с. – [84(2=Рус)7 2360112 М 151].
Школа жизни, труда, воспитания : учеб. кн. по истории, теории и практике воспитания. [В 2 ч.]. Ч. 1. Деловые и личные письма, статьи 1921–1928 гг. / А. С. Макаренко ; [сост. и коммент.: А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова] ; Нижегор. гос. пед. ун-т, Исслед. лаб. «Воспитат. педагогика А. С. Макаренко». – Н. Новгород : Волго-Вят. акад. гос. службы, 2007. – 360 с. – [74.03 с3343841 М 151].
Школа жизни, труда, воспитания : учеб. кн. по истории, теории и практике воспитания. [В 2 ч.]. Ч. 2. Письма, разработки, книги-очерки, статьи 1928–1932 гг. / А. С. Макаренко ; [сост. и коммент.: А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова] ; Нижегор. гос. пед. ун-т, Исслед. лаб. «Воспитат. педагогика А. С. Макаренко». – Н. Новгород : Волго-Вят. акад. гос. службы, 2008. – 408 с. – [74.03 с3340865 М 151].
Школа жизни, труда, воспитания : учеб. кн. по истории, теории и практике воспитания. Ч. 3. Статьи, выступления, письма, материалы книги, пьесы, «Педагогическая поэма». 1932–1934 гг. / А. С. Макаренко ; [сост. и коммент. А. А. Фролова, Е. Ю. Илалтдиновой] ; Нижегор. гос. пед. ун-т [и др.]. – Н. Новгород : Волго-Вят. акад. гос. службы, 2009. – 364 с. – Имен. указ.: с. 337–339. – [с3023974(д) М 151].
Литература об А. С. Макаренко
Братья Виталий и Антон Макаренко в 1920–1930-х гг. : [о франкояз. публ. А. С. Макаренко и его переписке с братом-эмигрантом] / Г. Хиллиг // Педагогика. – 2006. – № 9. – С. 78–85. – Библиогр.: с. 84–85.
В XXI век – с Макаренко : юбилейн. сб. ст. / под ред. В. П. Симонова ; Междунар. пед. акад., Моск. гос. обл. ун-т, Фак. повышения квалификации. – М. : МПА, 2003. – 41 с. – [74.20 3303499 В 11].
Взаимодействие гражданского и трудового воспитания в педагогике А. С. Макаренко / С. Невская // Нар. образование. – 2006. – № 6. – С. 172–178.
Взгляды А. С. Макаренко на профилактику безнадзорности и беспризорности / С. Г. Баюрова, Е. А. Чеботарева // Социальная педагогика: теория, практика, перспективы : материалы Всерос. макаренков. соц.-пед. чтений, 27–28 марта 2008 г. : [в 2 ч.]. – М., 2008. – Ч. 1. – С. 140-144. – [74.6 3352931 С 692].
Вклад А. С. Макаренко в педагогическую науку / И. Гликман // Нар. образование. – 2008. – № 6. – С. 237–244.
Воспоминания о Макаренко : сб. материалов. – Л. : Лениздат, 1960. – 437 с. ил. – [371 В 774].
Идеи А. С. Макаренко в современной школе / [Э. С. Кузнецова и др.]. – Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1976. – 183 с. – [371 И 291].
Две личности – две парадигмы воспитания : [о соврем. восприятии пед. наследия А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского] / В. М. Галузяк, Н. И. Сметанский // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 83–87.
Догмы и новые ракурсы изучения наследия А. С. Макаренко / А. А. Фролов, Е. Ю. Илатдинова // Педагогика. – 2009. – № 5. – С. 80–88. – Библиогр.: с. 88.
Живая педагогика Макаренко : к 120-летию со дня рождения А. С. Макаренко / И. З. Гликман // Инновации в образовании. – 2008. – № 3. – С. 125–139. – Библиогр.: с. 139.
Идеи социального менеджмента в теории и практике А. С. Макаренко : [орг. пед. процесса в системе А. С. Макаренко и ее новатор. характер] / Н. Санникова // Нар. образование. – 2006. – № 6. – С. 155–161 ; Соц. педагогика. – 2006. – № 2. – С. 39–46 : схемы. – Библиогр. в подстроч. примеч.
Интерес к наследию А. С. Макаренко в отечественном общественно-педагогическом движении / Р. Соколов // Нар. образование. – 2003. – № 5. – С. 159–169.
Использование системы А. С. Макаренко в деятельности ВТК [воспитательно-трудовой колонии] : учеб. пособие / Е. М. Данилин. – М. : ВНИИ МВД СССР, 1991. – 45 с. – [67.628.41 2649395 Д 182].
Использовать педагогическое наследие А. С. Макаренко в пенитенциарной практике / Е. Багреева, Е. Данилин // Преступление и наказание. – 2007. – № 5. – С. 20–23.
Исторические предпосылки педагогической концепции А. С. Макаренко / Г. Н. Козлова // Объед. науч. журн. – 2005. – № 3. – С. 45–52.
Итальянское макаренковедение вчера и сегодня / Э. Меттини // Нар. образование. – 2006. – № 6. – С. 190–193.
Классик мировой педагогики : [А. С. Макаренко] / И. З. Гликман // Педагогика. – 2008. – № 5. – С. 64–70. – Библиогр.: с. 70.
Клубные занятия и игры в практике А. С. Макаренко / В. Н. Терский. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 152 с. : ил. – [379 Т 356].
Коллектив как культурно-воспитательная среда личности (на материале педагогического опыта А. С. Макаренко) / И. А. Зайцева // Изв. Юж. Федер. ун-та. Сер. Пед. науки. – 2008. – № 12. – С. 36–43.
Колония им. М. Горького – творческая лаборатория Макаренко / Г. Хиллиг // Педагогика. – 2003. – № 8. – С. 78–87. – Библиогр.: с. 87.
Концепция воспитания А. С. Макаренко в свете современных научных знаний / Л. И. Гриценко // Педагогика. – 2006. – № 2. – С. 89–96.
Лаборатория и сцена воспитателя А. С. Макаренко / Г. Хиллиг // Нар. образование. – 2003. – № 2. – С. 175–182.
Антон Макаренко : [совет. педагог и его пед. наследие] / М. Виноградова, И. Яценко // Альтернативы. – 1997. – № 2. – С. 171–189.
А. С. Макаренко : указ. тр. и лит. о жизни и деятельности : к 100-летию со дня рождения / АПН СССР ; Гос. науч.-пед. б-ка им. К. Д. Ушинского. – М. : Педагогика, 1988. – 55 с. – [91.9:74.03 2418038 М 151].
А. С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия : (1939–2005 гг., крит. анализ) / А. А. Фролов ; Нижегор. гос. пед. ун-т, Исслед. лаб. «Воспитат. педагогика А. С. Макаренко». – Н. Новгород : Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2006. – 416 с. – [74.03 с3309822 Ф 912].
А. С. Макаренко и Болшевская коммуна / Г. Хиллиг // Педагогика. – 2001. – № 3. – С. 59–66.
Макаренко и власть / Г. Хиллиг // Педагогика. – 2002. – № 8. – С. 66–79.
А. С. Макаренко и педагогика его времени : (в помощь изучающим проблемы коммунист. воспитания) : к 100-летию со дня рождения / А. А. Фролов ; Пед. о-во РСФСР, Горьков. обл. отд-ние. – Горький : Упрполиграфиздат, 1988. – 75 с. : ил. – Библиогр.: с. 57–61. – [74.03 2508605 Ф 912].
А. С. Макаренко и реформа школы / В. В. Кумарин ; Пед. о-во РСФСР, Челяб. обл. отд-ние. – Челябинск : [б. и.], 1987. – 59 с. – Библиогр.: с. 58–59. – [74.03 2401191 К 908].
А. С. Макаренко и современная школа / В. В. Кумарин // Шк. технологии. – 1998. – № 5. – С. 4–24.
А. С. Макаренко (к 115-летию со дня рождения) : [о пед. деятельности и судьбе пед. наследия А. С. Макаренко] / Г. М. Коджаспирова // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. – 2004. – № 1. – С. 60–69. – Библиогр.: с. 68–69.
А. С. Макаренко – классик мировой педагогики / И. З. Гликман // Право и образование. – 2008. – № 12. – С. 31–41. – Библиогр.: с. 40.
Макаренко, которого мы никогда не знали : к 115-летию со дня рождения великого педагога ХХ века / В. Кумарин // Соц. педагогика. – 2003. – № 1. – С. 13–26 ; № 2. – С. 15–25 ; № 3. – С. 17–24.
Антон Макаренко – Магеллан педагогики / Ю. Чапала // Нар. образование. – 2006. – № 6. – С. 184–187.
А. С. Макаренко о педагогическом взаимодействии семьи и школы / С. С. Невская // Педагогика. – 2003. – № 9. – С. 90–94.
А. С. Макаренко о формировании и развитии воспитательного коллектива / Л. В. Мардахаев // Социальная педагогика: теория, практика, перспективы : материалы Всерос. макаренков. соц.-пед. чтений, 27–28 марта 2008 г. : [в 2 ч.]. – М., 2008. – Ч. 1. – С. 12–26. – [74.6 3352931 С 692].
А. С. Макаренко: основы педагогической системы : (в помощь изучающим проблемы коммунист. воспитания) : к 100-летию со дня рождения / А. А. Фролов ; Пед. о-во РСФСР, Горьков. обл. отд-ние. – Горький : Упрполиграфиздат, 1990. – 114 с. : ил. – Библиогр.: с. 111–115. – [74.03 2587329 Ф 912].
А. С. Макаренко: педагогика, устремленная в будущее / Л. И. Гриценко // Педагогика. – 2003. – № 2. – С. 63–66.
А. С. Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт : [сборник] / Нижегор. гос. пед. ин-т им. М. Горького [и др. ; сост. А. А. Фролов]. – Нижний Новгород : РИО, 1992. – 207 с. – [74.03 2648331 М 151].
Миф «Педагогической поэмы» : [полем. заметки о пед. деятельности А. С. Макаренко] / В. А. Возчиков // О-во. Среда. Развитие. – 2008. – № 4. – С. 87–100.
На путях к Академическому изданию собрания трудов А. С. Макаренко / Г. Хиллиг // Педагогика. – 2008. – № 2. – С. 125.
На разных берегах : [воспоминания брата А. С. Макаренко, офицера цар. армии, эмигранта] / В. С. Макаренко // Нар. образование. – 2003. – № 5. – С. 170–176.
На разных берегах... : о том, как братья Макаренко в 1930 годах пытались восстановить контакт друг с другом / Г. Хиллиг // Нар. образование. – 2006. – № 6. – С. 194–200.
Наследие А. С. Макаренко / А. Фролов // Нар. образование. – 2003. – № 2. – С. 168–174.
Наследие Макаренко: о чем спорят его противники и сторонники? / И. З. Гликман // Директор шк. – 2008. – № 5. – С. 83–86.
Наследие А. С. Макаренко: современные подходы / А. Беляев // Воспитат. работа в шк. – 2004. – № 5. – С. 33–36.
Непреходящее в педагогическом наследии А. С. Макаренко (взгляд из США) / М. Ю. Красовицкий // Педагогика. – 2001. – № 1. – С. 67–76.
Нет, не затоптать тебя, великий подвижник! : [о жизни и деятельности А. С. Макаренко] / П. В. Горностаев // Открытая шк. – 1998. – № 4. – С. 34–37.
Нужно ли учиться у А. Макаренко созданию общешкольных коллективов? / Я. Н. Левин // Педагогика. – 2004. – № 1. – С. 84–88. – Библиогр.: с. 88.
О сущности педагогики (на примере опыта и теоретических открытий А. С. Макаренко) / В. И. Слуцкий // Образование и о-во. – 2007. – № 4. – С. 70–75.
Опыт работы А. С. Макаренко с беспризорниками : [к 115-летию со дня рождения педагога] / Л. И. Гриценко // Учеб. год. – 2003. – № 2. – С. 21–32.
Опыт трудового воспитания А. С. Макаренко в теории и практике отечественной педагогики 50–60-х гг. : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. В. Симатова ; [Липец. гос. ун-т ; Елец. гос. ун-т им. И. А. Бунина]. – Липецк, 2001. – 17 с. – [74.03 19324 АР].
Основы личностно-социальной концепции воспитания А. С. Макаренко / Л. И. Гриценко // Учеб. год. – 2005. – № 2. – С. 18–31.
Педагогика и жизнь: творческий метод А. С. Макаренко / А. А. Фролов // Образование и наука : Изв. Урал. отд. Рос. акад. наук. – 2001. – № 4. – С. 173–187.
Педагогика А. С. Макаренко: какой она видится в конце ХХ столетия / М. Ю. Красовицкий // Педагогика. – 1996. – № 1. – С. 61–68.
Педагогика А. С. Макаренко – социально-педагогическое открытие ХХ века / В. Слободчиков // Нар. образование. – 2006. – № 6. – С. 149–154.
Педагогика развитого тоталитаризма. Триумф и трагедия Макаренко / А. Ермолин // Нар. образование. – 2005. – № 2. – С. 152–163.
Педагогика семейного воспитания в наследии А. С. Макаренко / Л. А. Сарапкина // Социальная педагогика: теория, практика, перспективы : материалы Всерос. макаренков. соц.-пед. чтений, 27–28 марта 2008 г. : [в 2 ч.]. – М., 2008. – Ч. 1. – С. 130–135. – [74.6 3352931 С 692].
Педагогическая деятельность и творческое наследие А. С. Макаренко : кн. для учителя / Н. Д. Ярмаченко. – Киев : Рад. шк., 1989. – 189 с. – (Педагогическая библиотека). – [74.03 2544538 Я 753].
Педагогическая система хозяйства А. С. Макаренко: «Параллельность производственного труда и воспитания» : [о производств. труде как воспитат. средстве, и о нейтральности трудового процесса по А. С. Макаренко] / А. Фролов // Нар. образование. – 2006. – № 6. – С. 145–148.
Педагогические идеи А. С. Макаренко / Г. Е. Журавский ; под ред. Ш. И. Ганелина. – М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. – 328 с. – [371 Ж 912].
Педагогические идеи А. С. Макаренко за рубежом / Л. И. Гриценко // Педагогика. – 2004. – № 7. – С. 76–85.
Педагогические идеи С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского в современном пространстве педагогических исследований / Т. А. Яркова // Вестн. развития науки и образования. – 2008. – № 5. – С. 101–106. – Библиогр.: с. 106.
Педагогический опыт А. С. Макаренко / И. Ф. Козлов. – М. : [б. и.], 1987. – 158 с. – [74.03 2414207 К 592].
Педагогическое наследие А. С. Макаренко и современная школа: опыт и проблемы : [сб. ст.] / Тирасп. гос. пед. ин-т им. Т. Г. Шевченко. – Кишинев : Штиница, 1987. – 175 с. – [74.03 2413970 М 151].
Педагогическо-мемориальный музей А. С. Макаренко : путеводитель. – Харьков : Прапор, 1977. – 29 с. : ил. – [371 П 24].
Пионеры макаренковедения : [сб. науч.-биогр. ст.] / АПН СССР, НИИ теории и методов воспитания. – М. : НИИТИМВ, 1991. – 193 с. – [74.03 2618892 П 327].
Предупреждение экстремизма в подростковой среде средствами воспитательной педагогики А. С. Макаренко / В. Морозов // Воспитат. работа в шк. – 2005. – № 4. – С. 85–90 ; № 5. – С. 93–100.
Прежде всего – «активное отношение к собственной личности» : [новое в изучении пед. взглядов А. С. Макаренко] / А. Фролов // Воспитание школьников. – 2003. – № 3. – С. 2–4.
Пространство и время в воспитании и педагогике : [размышления об открытых Макаренко закономерностях, о диалект. единстве воспитания и обучения] / А. Фролов // Нар. образование. – 2003. – № 5. – С. 186–189.
Раннесоветский педагогический авангард: педагогические системы А. С. Макаренко и С. Т. Шацкого в западных трактовках / Н. Белканов // Нар. образование. – 2003. – № 5. – С. 206–214.
Сельскохозяйственный труд в колонии имени Максима Горького : [воспоминания зав. пр-вом в колонии им. М. Горького] / Н. Фере // Нар. образование. – 2003. – № 3. – С. 164–170.
Система трудового воспитания в опыте и воззрениях А. С. Макаренко / Л. Ю. Гордина // Шк. и пр-во. – 1998. – № 6. – С. 63–68.
Социальная педагогика А. С. Макаренко / В. Бейлинсон // Соц. педагогика. – 2005. – № 4. – С. 57–60.
Социальное воспитание и наследие А. С. Макаренко / А. А. Фролов // Педагогика. – 2002. – № 6. – C. 71–77.
Сочетание коллективного и индивидуального в воспитательной методике А. С. Макаренко / В. Морозов // Воспитание школьников. – 2005. – № 7. – С. 52–59.
Сравнительный анализ форм и методов работы с беспризорными детьми А. С. Макаренко и В. Н. Сороки-Росинского / Т. А. Антонова // Аспирант и соискатель. – 2008. – № 3. – С. 48–52. – Библиогр.: с. 51–52.
Сущность и пределы социально-личностной педагогики А. С. Макаренко / М. Богуславский // Нар. образование. – 2008. – № 6. – С. 231–236.
Теория коллектива в трудах А. С. Макаренко / В. В. Кумарин. – Киев : Вища шк., 1979. – 121 с. – (Профтехобразование. Учебно-методическая литература). – [371 К 908].
Трудкоммуна. Фабрика автоматической дисциплины : [о Харьков. дет. трудовой коммуне им. Ф. Э. Дзержинского и принципах орг. микросоциума, применявшихся в ней А. С. Макаренко] / С. А. Королев // Филос. науки. – 2003. – № 1. – С. 62–79.
Устарел ли Макаренко? Что такое «новое», а что – «старое»? / В. Кумарин // Нар. образование. – 2005. – № 2. – С. 155–162.
Философская антропология и ее понимание А. С. Макаренко / В. И. Слуцкий // Образование и о-во. – 2004. – № 1. – С. 56–60.
Философско-антропологические идеи воспитания в педагогике А. С. Макаренко: теоретические истоки и влияния / Г. А. Гасымова // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 3, Обществ. науки. – 2007. – № 48. – С. 224–232.
«Чекист» и «враг народа» А. С. Макаренко : [июнь – окт. 1936 г.] / Г. Хиллинг // Педагогика. – 2001. – № 8. – С. 73–80.
Человек как фундаментальная ценность педагогической системы А. С. Макаренко / Л. И. Гриценков // Образование и наука : Изв. Урал. отд. Рос. акад. наук. – 2004. – № 4. – С. 15–27.
Школа учебы и школа жизни : [педагогика А. С. Макаренко] / А. Фролов // Воспитание школьников. – 2003. – № 8. – С. 8–10.