ЛЕСГАФТ Петр Францевич (21 сентября (3 октября) 1837 г., Петербург, – 28 ноября (11 декабря) 1909 г., близ Каира, похоронен в Петербурге), педагог, анатом и врач, один из основоположников школьной гигиены и врачебно-педагогического контроля в физическом воспитании, доктор медицины (1865), доктор хирургии (1868). По окончании Петербургской медико-хирургической академии (1861) занимался медициной у анатома В. Л. Грубера. С 1868 г. профессор, заведующий кафедрой физиологической (нормальной) анатомии Казанского университета. В 1871 г. за выступление в печати против произвола администрации университета был уволен без права заниматься педагогической деятельностью. Вернувшись в Петербург, вел научную работу; в 1872–1874 гг. руководил кружком женщин, допущенных к занятиям в Медико-хирургической академии. Получив разрешение на педагогическую деятельность (1874), Лесгафт работал в Главном управлении военно-учебных заведений (до 1886), где занимался вопросами физического воспитания. В этот период сформировалась его оригинальная концепция физического образования, которая на практике проверялась во Второй Петербургской военной гимназии. В 1877–1882 гг. Лесгафт руководил организованными им при гимназии учебно-гимнастическими курсами. В 1881 г. по инициативе Лесгафта были открыты 6-месячные курсы преподавателей гимнастики и фехтования в войсковых частях. В 1886–1897 гг. Лесгафт читал лекции по анатомии на естественном факультете Петербургского университета и на Рождественских курсах лекарских помощников. С 1893 г. принимал активное участие в работе Петербургского общества содействия физическому развитию; организовывал детские площадки, катки, экскурсии и прогулки для детей из малоимущих семей. В 1893 на средства своего ученика И. М. Сибирякова Лесгафт открыл Биологическую лабораторию, при которой был организован музей; выходил печатный орган «Известия» (под редакцией Лесгафта в 1896–1910 гг. вышло 10 тт., по 4 вып. в томе). В 1896 г. Лесгафта добился открытия при Биологической лаборатории Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования, одно из наиболее демократичных учебных заведений России: принимались лица любой национальности, общественного положения, вероисповедания. Революционные настроения, царившие в среде воспитанниц, стали причиной закрытия Курсов правительством в январе 1905 г. В 1901–1902 гг. за организацию письменного протеста 99 общественных деятелей против расправы над студентами – участниками антиправительственной демонстрации на Казанской площади Лесгафт был выслан из Петербурга. В дни Революции 1905–1907 гг. в доме Лесгафта помещался Исполнительный комитет Петербургского совета рабочих депутатов. В 1905/06 учебном году в помещении бывших Курсов Лесгафт открыл Вольную высшую школу и при ней вечерние курсы для рабочих (закрыты правительством в 1907 г., нелегально существовали до 1912 г.).
Лесгафт, продолжая традиции демократической педагогики 1860-х гг., активно выступал за развитие народного образования в России, многое сделал для организации женского образования.
В основу теоретической педагогики Лесгафт ставил антропологический принцип, целью которого было выяснение для педагога значения личности ребенка как самой большой ценности. При этом он ошибочно утверждал, что педагогика является ветвью биологии. Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии – о единстве формы и функции, – Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма. Главный принцип образовательной теории Лесгафта – единство физического и умственного развития человека. В соответствии с концепциями единства и целостности всех проявлений организма, связи нервно-мышечной деятельности и внутренних органов с психическими проявлениями Лесгафт рассматривал систему направленных упражнений как средство не только физического, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. Основой физического развития Лесгафт считал естественные движения, соответствующие особенностям каждой группы мышц. Большое значение Лесгафт придавал подвижным играм как средству формирования характера ребенка.
Используя непосредственные наблюдения, Лесгафт разработал типологию детей, имевшую практическое значение для родителей и воспитателей. При описании школьных типов (лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетенный) Лесгафт выявил влияние семейной жизни ребенка на его развитие. Он считал, что наследственным является лишь темперамент, формирующийся тип поведения зависит от влияния среды, а характер – от активности и волевых проявлений самого ребенка.
Лесгафт критически относился к фребелевским детским садам, осуждал однообразие занятий, подавляющее самостоятельность и творческие проявления детей. Он противопоставлял им свою программу семейного воспитания, в которой главное место занимала гигиена матери и ребенка, а также система физических упражнений и игр. В концепции процесса обучения Лесгафт раскрыл дидактическое значение ощущений, восприятий, представлений, обобщений и их проверки деятельностью. Методы обучения, по Лесгафту, должны прежде всего исключать механическую работу, стимулировать развитие мысли учащихся, возбуждать их сознательную деятельность, открывать простор для умственных проявлений и, усиливая эти проявления последовательной постановкой новых задач, культивировать познавательные способности ребенка. Лесгафт подчеркивал важное значение отвлеченного научного понятия в познавательного деятельности учащихся и указывал на опасность переоценки наглядности в обучении.
После Октябрьской революции научное наследство Лесгафта творчески использовалось советской школой и педагогикой. В 1918 г. на базе Биологической лаборатории был создан Естественно-научный институт им. Лесгафта, а в 1919 г. на базе Лесгафтовских курсов – Государственный институт физический образования им. Лесгафта (ныне – Институт физической культуры имени Лесгафта).
С. Ф. Егоров
Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. – М., 1993. - Т. 1 : А–М. – С. 502-503.
Сочинения П. Ф. Лесгафта
Собрание педагогических сочинений / П. Ф. Лесгафт ; ред. кол.: Г. Г. Шахвердов [и др.]. – М. : Физкультура и спорт, 1951–1954. – Т. 2–5. – [371 Л 50].
Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Лесгафт ; сост. И. Н. Решетень. – М. : Педагогика, 1988. – 400 с. – (Педагогическая библиотека / АПН СССР). – [74.03 2457314 Л 50].
Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 2. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П. Ф. Лесгафт ; [сост. Г. Г. Шахвердов]. – М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952. – 336 с. – Библиогр.: с. 322–324. – [371 Л 50].
Избранные труды / П. Ф. Лесгафт ; [сост. И. Н. Решетень]. – М. : Физкультура и спорт, 1987. – 358 с. – Библиогр.: с. 356–358.
Главные труды / П. Ф. Лесгафт ; с коммент. В. А. Таймазова [и др.]. – СПб. : Печ. двор, 2006. – 718 с. : ил. – Библиогр. тр. П. Ф. Лесгафта: с. 703–716. – Библиогр.: с. 716–717. – [28.7 3279400 Л 50].
Психология нравственного и физического воспитания : избр. психол. тр. / П. Ф. Лесгафт ; [авт. вступ. ст. и сост. М. П. Иванова] ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1998. – 410 с. : ил. – (Психологи Отечества : избр. психол. тр. : в 70 т. / гл. ред. Д. И. Фельдштейн). – Библиогр.: с. 407–408. – [88.8(аб) Л 50].
Семейное воспитание ребенка и его значение / П. Ф. Лесгафт. – М. :Педагогика, 1991. – 174 с. – (Библиотека учителя и воспитателя) (Страницы истории педагогической мысли). – [74.9 2608051 Л 50].
Литература о П. Ф. Лесгафте
Антропологическое направление русской «реформаторской» педагогики : [пед.-антропол. аспекты теорет. наследия П. Ф. Лесгафта] / И. С. Смирнова // Образование и о-во. – 2009. – № 1. – С. 99–101. – Библиогр.: с. 101.
Важнее, чем право на жизнь : [сжатое излож. основ. науч. идей П. Ф. Лесгафта на воспитание личности] / Е. Ш. Бух. – М. : [б. и.], 1996. – 24 с. – [74.00 2747082 Б 94].
Гуманистические идеи П. Ф. Лесгафта в современной теории физического образования / М. А. Куркина // Науч. обозрение. – 2008. – № 1. – С. 191–192. – Библиогр.: с. 192.
Гуманистические идеи физического образования у педагогов конца XIX – первой половины XX века / М. А. Куркина // Образование и о-во. – 2010. – № 2 (61). – С. 110–112. – Библиогр.: с. 112.
«...И не могу иначе» : [о П. Ф. Лесгафте] / Е. Князев // Директор шк. – 1996. – № 5. – С. 39–45.
Идея единства физического образования и нравственного воспитания в педагогическом наследии П. Ф. Лесгафта / Т. Е. Копейкина // Вестн. Помор. ун-та. – 2010. – № 1. – С. 105–109.
П. Ф. Лесгафт / А. В. Шабунин. – М. : Медицина, 1982. – 77 с. : ил. – (Научно-популярная медицинская литература. Выдающиеся деятели отечественной медицины и здравоохранения). – [61 Ш 138].
Петр Францевич Лесгафт : [сб. ст.] : к 125-летию со дня рождения (1837–1962) / под ред проф. Д. А. Семенова и Г. Г. Шахвердова. – Л. : [б. и.], 1965. – 72 с. : ил. – (Ученые записки ; вып. 10 / Ин-т физкультуры им. П. Ф. Лесгафта).
Лесгафт в Петербурге / А. В. Шабунин. – Л. : Лениздат, 1989. – 268 с. : ил. – (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге – Петрограде – Ленинграде). – Библиогр.: с. 266–269. – [28.86 м2506088 Ш 138].
Петр Лесгафт и вольная школа / Е. А. Князев // Вестн. образования России. – 2006. – № 15. – С. 55–62.
П. Ф. Лесгафт и его теория формирования нравственных основ личности / Е. Бух // Воспитание школьников. – 2004. – № 4. – С. 57–64 ; Нар. образование. – 2005. – № 2. – С. 189–196.
П. Ф. Лесгафт о взаимосвязи умственного и физического воспитания / Н. В. Зайцева // Педагогика. – 2006. – № 1. – С. 94–96.
П. Ф. Лесгафт о семейном воспитании / О. И. Панова // Педагогика. – 2002. – № 10. – С. 76–79. – Библиогр.: с. 79.
Организация физического воспитания в дореволюционных кадетских корпусах / А. В. Беляев, Н. А. Сиволобова, Е. В. Климашкина // Образование в соврем. шк. – 2008. – № 3. – С. 59–64.
Реализация гуманистической концепции образования П. Ф. Лесгафта в современной подготовке учителя : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. П. Воробьева ; [Самар. гос. пед. ун-т]. – Самара, 2000. – 21 с. – Библиогр.: с. 21. – [74.26 36663 АР].
Страстный учитель : повествование о П. Ф. Лесгафте / Л. А. Экономов. – М. :Физкультура и спорт, 1969. – 280 с. – Библиогр.: с. 277–278. – [37 Э 404].
«Школа мяча» по П. Ф. Лесгафту // Физ. культура в шк. – 2005. – № 5. – С. 45–47.