КАПТЕРЕВ Петр Федорович (7 (19) июля 1849 г., с. Кленово, ныне в Подольском районе Московской области, – 7 сентября 1922 г., Воронеж), педагог и психолог, профессор (1912). После окончания (1872) Московской духовной академии преподавал логику, дидактику, психологию, педагогику, историю педагогики и другие дисциплины в средних и высших учебных заведениях Петербурга, в том числе в частных женских гимназиях, женском Педагогическом институте, в Психоневрологическом институте, а также на курсах: Фребелевских и при Петербургском учебном округе. Активную преподавательскую работу и службу по Мариинскому ведомству (1885–1917) сочетал с общественно-педагогической деятельностью в Педагогическом музее военно-учебных заведений, в Петербургском педагогическом обществе, Фребелевском обществе, Петербургском комитете грамотности (золотая медаль в 1892 г. за «Дидактические очерки»). Активно участвовал в организации и проведении Всероссийских съездов по педагогической психологии (1906, 1909), экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916), семейному воспитанию (1912–1913).
В петербургский период (1872–1918) разрабатывал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории, русской педагогики, педагогической психологии. Выступил в защиту общественных дошкольных учреждений и теоретически обосновал их роль в формировании личности гражданина, сформулировал главные принципы взаимоотношений между детским садом и семьей, разработал основы семейного воспитания. Под редакцией Каптерева издана «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» (1898–1910, 59 вып.; автор 10 вып.). Первый Всероссийский съезд по семейному воспитанию, организованный Каптеревым, способствовал развитию общественной педагогической мысли и распространению прогрессивных форм и методов воспитания. В научных работах Каптерев рассматривал проблемы интенсификации умственного развития детей раннего возраста, их общественно-нравственное развитие, значение игр и игрушек в становлении детской личности, роль нравственного и физического закаливания ребенка.
Каптерев разрабатывал проблемы теории общего образования, определил сущность и содержание образовательного процесса, формы и методы общего образования. Общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциации учебных курсов и всей структуры учебного процесса, а также целесообразность деления школ на классы, исходя из положения о существовании различных «типов ума» (продуктивный, непродуктивный, смешанный) и соответственно жизненных призваний юношества. Выделил признаки хорошего урока и правильного метода обучения, обращая особое внимание на эвристический способ преподавания. Выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от давления государства и церкви. Необходимыми условиями такой свободы считал школьное самоуправление, независимость педагогического персонала, т. е. сосредоточение руководства школой в руках педагогического совета, а не директора, свободу союзов и собраний для учительства, улучшение материального и правового положения педагогов. С этих позиций разработал вопросы теории педагогического процесса, выявил его роль в формировании личности свободного гражданина и общественного деятеля. По Каптереву, общечеловеческое содержание педагогического идеала должно преобладать над «народными» ценностями, которые различны для каждого сословия. Анализировал соотношение биологического и общественного, возрастного и индивидуального в воспитании и образовании.
Исследовал важнейший период в истории отечественной педагогики и школы – судьбу народного образования в России после отмены крепостного права (1861), охарактеризовал общие периоды развития русской школы и педагогики за время существования Российского государства, проанализировал источники движения теории и практики школьного воспитания и всей системы народного образования, указал причины этого движения – борьбу консервативно-правительственной педагогики с прогрессивной общественной педагогикой. С демократических позиций критиковал политику самодержавия в области народного образования и существовавшую систему школ. Эта же позиция определяла его отношение к педагогическому наследию К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, С. А. Рачинского и других педагогов второй половины XIX в.
С 1921 г. – профессор Воронежского университета и Института народного образования, после преобразования которого в педагогический факультет университета (1922) стал его первым деканом. Одновременно заведовал педагогическим техникумом. В ряде статей, опубликованных в журнале «Педагогическая мысль» (1918–1922) – «О школьном самоуправлении и о школьной дисциплине», «Педагогика и политика», «Педагогическое образование» и других изложил свою программу обновления общего образования в России. Подчеркивая активный характер педагогики, утверждал, что она учит знанию ради действия. Однако, несмотря на естественную связь педагогики с политикой, обусловленную, по Каптереву, общественным характером человеческого бытия, полагал, что школа должна быть вне влияния политических партий, а учителю в своей работе следует руководствоваться педагогическими, а не политическими задачами. В условиях борьбы различных партий, в определенной степени дезорганизующей жизнь школы, Каптерев придавал особое значение дисциплине, основанной на целесообразной системе школьного самоуправления. Эти идеи Каптерева определялись его прежней педагогической концепцией, в которой ведущая роль отводилась универсальным, общечеловеческим началам в воспитании.
П. А. Лебедев
Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. – М., 1993. - Т. 1 : А–М. – С. 417.
Сочинения П. Ф. Каптерева
Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев ; [вступит. ст. П. А. Лебедева] ; под ред. А. М. Арсеньева. – М. : Педагогика, 1982. – 704 с. – (Педагогическая библиотека). – [371 К 206].
Детские типы : типы детей в произведениях Достоевского / П. Ф. Каптерев // Развитие личности. – 1999. – № 3. – С. 22–67.
История педагогики : курс лекций / П. Ф. Каптерев. – Ижевск : Изд-во Удмурт. ун-та, 1996. – 185 с. – [74.03 2755067 К 206].
История русской педагогики / П. Ф. Каптерев // Педагогика. – 1992. – № 3/4, 7/8, 9/10, 11/12 ; 1993. – №№ 1–6 ; 1994. – №№ 1–6 ; 1995. – №№ 1–6 ; 1996. – № 1 ; № 2.
Последняя образовательная реформа / П. Ф. Каптерев // Педагогика. – 2005. – № 3. – С. 71–77.
Слово о значении праздника в день святых Кирилла и Мефодия / П. Ф. Каптерев // Педагогика. – 2006. – № 6. – С. 91–94. – Библиогр.: с. 91.
Литература о П. Ф. Каптереве
Два столпа русской педагогики : [о пед. наследии и дидакт. взглядах К. Д. Ушинского и П. Ф. Каптерева] / Л. Э. Заварзина // Педагогика. – 2007. – № 4. – С. 73–85. – Библиогр.: с. 84–85.
Идея свободного воспитания в трактовке П. Ф. Каптерева / Н. В. Захарова // Сб. тр. молодых ученых Владим. гос. пед. ун-та. – 2006. – № 6. – С. 108–111. – Библиогр.: с. 111.
П. Ф. Каптерев – выдающийся педагог конца XIX – начала XX века / И. А. Соловков // Нач. шк. – 2000. – № 1. – С. 88–94.
Петр Федорович Каптерев и ориентированная на психологию педагогика / Ф. А. Фрадкин, М. Г. Плохова, Е. Г. Осовский // Лекции по истории отечественной педагогики / Ф. А. Фрадкин, М. Г. Плохова, Е. Г. Осовский. – М.,1995. – С. 44–59. – [74.03 2736383 Ф 82].
П. Ф. Каптерев и педагогика Русского зарубежья 1920–1930-х гг. / О. А. Косинова // Педагогика. – 2008. – № 10. – С. 70–79. – Библиогр.: с. 78–79.
П. Ф. Каптерев и В. В. Розанов: думы об образовании / Л. Э. Заварзина // Педагогика. – 2006. – № 2. – С. 77–89. – Библиогр.: с. 88–89.
П. Ф. Каптерев как психолог детства / Н. Лейтес // Воспитат. работа в шк. – 2008. – № 1. – С. 9–18. – Библиогр.: с. 17–18.
П. Ф. Каптерев о воспитании нравственности / В. Д. Столбун // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования : сб. науч. тр. – Тверь, 1998. – С. 341–376. – [88.8 2807407 П 863].
П. Ф. Каптерев о роли и соотношении семьи и детского сада в воспитании ребенка / В. Д. Столбун // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. – Тверь, 1999. – Т. 12. – С. 271–281. – [88.840я43 2831451 П 863].
П. Ф. Каптерев об автономности педагогического процесса / Л. Э. Заварзина // Педагогика. – 2010. – № 4. – С. 69–78. – Библиогр.: с. 78.
П. Ф. Каптерев: психолого-педагогические проблемы эстетического воспитания / Л. А. Степанова // Педагогика. – 1999. – № 6. – С. 57–61.
Классик российской педагогики : [о П. Ф. Каптереве] / Л. Э. Заварзина // Педагогика. – 2009. – № 7. – С. 83–93. – Библиогр.: с. 93.
Неизвестная статья П. Ф. Каптерева / Л. Э. Заварзина // Педагогика. – 2005. – № 3. – С. 69–70.
Общечеловеческие и национальные начала народного образования в педагогическом наследии П. Ф. Каптерева / Н. Б. Пантелеева // Педагогика и политика в образовании России конца XIX – начала ХХ веков : материалы конф. молодых ученых 25–26 февр. 1997 г. : в 2 ч. – М., 1997. – Ч. 2 : Сообщения и тезисы. – С. 78–81. – [74.03 2811317 П 24].
Общечеловеческое и национальное в педагогической теории П. Ф. Каптерева / Н. Б. Баранникова // Образование и о-во. – 2004. – № 6. – С. 88–96. – Библиогр.: с. 95–96.
Педагогическое наследие П. Ф. Каптерева и современность / В. А. Сластенин // Педагогика. – 1999. – № 5. – С. 76–81.
Первый печатный труд П. Ф. Каптерева / Л. Э. Заварзина // Педагогика. – 2006. – № 6. – С. 89–91. – Библиогр.: с. 91.
Проблема развития познавательных интересов обучаемых в педагогических теориях П. Ф. Каптерева и В. П. Вахтерова : [монография] / Е. А. Морозова ; Орлов. регион. акад. гос. службы в г. Смоленске. – Смоленск : Смол. фил. ОРАГС, 2007. – 102 с. – Библиогр.: с. 81–95. – [74.03 3326213 М 801].
Проблемы нравственного воспитания в трудах П. Ф. Каптерева и М. И. Демкова : (конец XIX – нач. ХХ в.) / А. В. Бабаян ; науч. ред. В. В. Макаев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Пятигор. гос. лингвист. ун-т. – Пятигорск : ПГЛУ, 2004. – 109 с. – [74.03 3249536 Б 122].
Психолого-педагогическое наследие П. Ф. Каптерева : жизнь и деятельность : аналит.-биогр. и библиогр. обзор / П. А. Лебедев. – М. : [б. и.], 1998. – 144 с. – [74.03 м3234500 Л 33].
«Развивать духовные силы человека...» : [о П. Ф. Каптереве] / П. В. Горностаев // Открытая шк. – 1999. – № 4. – С. 29–32.
Л. Н. Толстой в оценке П. Ф. Каптерева / Л. Э. Заварзина // Педагогика. – 2008. – № 8. – С. 65–76. – Библиогр.: с. 76.
Эволюционно-исторические представления П. Ф. Каптерева как важный компонент его психолого-педагогических воззрений / В. Д. Столбун, К. О. Чедия // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. – Тверь, 1999. – Т. 12. – С. 252–271. – [88.840я43 2831451 П 863].