Л.Б. Киселёва, заведующий отделом научно-методической работы ДВГНБ

НАШЕ КРЕДО – БЫТЬ ПОМОЩНИКОМ И ПАРТНЁРОМ
к 75-летию методической службы ДВГНБ

2009 год для Дальневосточной государственной научной библиотеки богат на круглые даты. Помимо того, что сама «научка» отмечает 115-летие со дня основания, юбилярами являются её функциональные отделы – информационно-библиографический, межбиблиотечного абонемента (МБА), научно-методический. Исторический экскурс о последнем и предлагается ниже.

Возникнув, как и во многих других регионах России по инициативе Политпросвета (Главного политического управления в структуре Наркомпроса), методическая служба была призвана осуществлять контроль за постановкой политического просвещения трудящихся, инспектировать библиотеки на предмет выявления недочётов, приписок, соблюдения решений партии и правительства, режима специального хранения документов, созданных инакомыслящими, охранять трудящихся от вредного влияния буржуазности и мещанства, тлетворного влияния Запада.

Сегодня трудно представить, что книги Ф. Достоевского, М Булгакова, Б. Пастернака, В. Набокова, а позднее А. Солженицына, В. Шаламова и др. тщательно скрывались. Списки «спецхрана», рассылаемые в библиотеки, требовалось соблюдать неукоснительно [10]. С 1934 г. Н. К. Крупская, будучи одним из инициатором библиотечной цензуры, на посту заведующего библиотечным управлением Наркомпроса, Председателя Главполитпросвета РСФСР, подписывала все инструкции об изъятии из библиотек «антихудожественной» и «контрреволюционной» литературы. Книги с сиглой «с/х» выдавались только по представлению институтов.

Для проведения государственной политики в культурно-просветительной сфере инспекторы региональных отделов образования нуждались в помощниках из числа наиболее грамотных, политически подкованных кадров. Ими стали специалисты краевых и областных библиотек, образовавшие элитарный отряд библиотечных работников – методистов.

Благоприятным моментом для создания методической службы в Дальневосточном крае стало преобразование согласно решению Краевого исполнительного комитета (1931 г.) научной библиотеки краевого краеведческого музея в Дальневосточную краевую научную библиотеку. Структура библиотеки расширилась. Появились новые функциональные подразделения – группа комплектования, межбиблиотечный абонемент, справочное бюро, методический сектор [16]. Ставится задача координации деятельности массовых библиотек, оказания им методической и консультативной помощи, обучения библиотечных кадров. Примечательно, что и три четверти века спустя эти установки остаются актуальными, хотя реализуются в другом историческом контексте.

Сектор методической работы, созданный в далёком 1933 г. для проведения систематической методической деятельности (в 1934 г. – методкабинет) стал первым камнем того фундамента, на котором в дальнейшем будет строиться вся научная и методическая работа.

История сохранила первые имена методистов – главный библиотекарь Л. В. Аркус, выполнявшая методическую функцию, методист Ю. Е. Хатунцева, первая возглавившая методкабинет, инспектор крайоно Л. В. Глазачева, выпускница Московского библиотечного института, окончившая его с красным дипломом и оказавшая большую помощь в становлении методической работы, организации библиотечной методической службы края [12].

Следует заметить, что дальневосточным библиотекарям со столичным чиновником в лице Л. В. Глазачевой повезло. Приехал не только контролёр и инспектор, но и блестящий профессионал, одержимый работой, и готовый помочь другим.

В журнале «Красный библиотекарь» за 1935 г., № 4, хранящемся в фондах ДВГНБ, опубликованы воспоминания современников о «тов. Глазачевой», настойчивой, энергичной, воодушевлённой величайшим пафосом социалистического строительства. Приведём некоторые из них.

«Как одну из лучших студенток первого выпуска нашего единственного пока библиотечного вуза её предназначили в аспирантуру. Но т. Глазачева категорически отказалась от этого назначения, заявив, что хочет посвятить себя практической работе в библиотеках. Тогда её командировали в качестве библиотечного инспектора на самый ответственный участок – в ДВК». А вот, что написала о Глазачевой в библиотечный институт одна из библиотекарей Дальневосточного края:

«Считаю своим долгом рассказать, как мы здесь живём, и как нам помогает т. Глазачева в нашей работе. Она «как светлый луч в тёмном царстве» внесла во всю нашу работу живую струю. Раньше мы работали кто как вздумает, по-кустарному, без всякого руководства со стороны край- и облоно. Но с появлением в крайоно Лидии Васильевны, как её все там называют, библиотечная работа в крае приняла другой облик…». С января 1934 г. в библиотеки края начинают рассылаться инструктивные письма, организуется библиографическая помощь. К каждой хозполиткампании библиотеки получают рекомендательные списки, все распоряжения правительства и Наркомпроса о библиотечном деле. Проводятся инструктивные совещания, методические обследования на местах с оказанием практической помощи. Начинают проводиться громкие читки, активизируется передвижная, выставочная работа, изучаются книга и читатель.

В это же время Н. К. Крупская в письме «Библиотекарям Дальневосточного края» делает акцент на максимальном использовании книги: «…организовать чтение, научить читать – такова задача библиотекарей. По разным областям и краям работу надо ставить не по шаблону, а руководствуясь общими установками, учитывать все местные условия, использовать все особенности культработы в каждой местности… Надо уметь превратить каждую библиотеку в организующий центр широкой работы среди взрослых. Надо поднять библиотечное дело на высшую ступень. Нужна густая сеть библиотечных точек, нужна связь между ними, нужен крепкий актив около каждой библиотеки, помогающий вовлечению в пользование библиотеками самых широких слоёв. Нужно работой библиотеки завоевать внимание к ней, нужно сделать библиотеку учреждением, окружённым общей заботой» [5]. Как свежи эти установки, как они актуальны, как перекликаются с акцентами сегодняшнего дня – продвигать книгу и чтение, библиотекам иметь своё «лицо», укреплять библиотечную сеть, «раздвинуть» библиотечные стены и идти в общество и т. п.

Весь последующий советский период, активно критикуемый ныне за конформизм, подавление свободы, диктат нельзя воспринимать однозначно. Наряду с выполнением установок партии и правительства (политизация библиотечного дела не могла не сказаться на работе методической службы – продукта своего времени), инспекцией и контролем шло интенсивное обучение библиотекарей, выявлялся и распространялся передовой библиотечный опыт. Количество семинаров, выездов, публичных лекций впечатляет своим числом, а личности методистов необычайной работоспособностью и энтузиазмом. Работать приходилось не только в стенах библиотеки. Характерно проведение громких читок на полях, заводах и фабриках, в парках культуры и отдыха, кафе. Информационно сопровождались все политические кампании, праздники. Количество выездов на места с целью выявления недочётов в работе, оказания практической помощи, проведения комплексных и тематических методических обследований, совещаний, семинаров достигало 40 в год. Бригады по 3-4 человека, (комплексные бригады до 8 человек) в составе которых выезжали не только руководители библиотеки и специалисты основных функциональных и отраслевых отделов, но и работники крайсопрофа останавливались в районах на неделю, а то и больше, подробно знакомились с деятельностью всех библиотек, обучали, давали наставления, оставляли рекомендации, а затем обязательно проверяли, как они выполняются.

Хроника ДВГНБ, изданная к 110-летию библиотеки, позволяет проследить основные вехи развития методической службы – специализированной структуры, координирующей деятельность отделов по оказанию методической помощи библиотекам края.

В 1933 г., выполняя решения коллегии Далькрайоно (январь, сентябрь) ввести в структуру библиотеки методический сектор и «превратить библиотеку в действительную базу по научно-исследовательской работе и руководству библиотечной сетью края», начинается работа по организации методического кабинета с тремя штатными единицами [17].

Первые упоминания о работе методического характера связаны с приказом по библиотеке № 37 от 15 сентября 1933 г., вменяющим «два раза в месяц тт. Аркус [главный библиотекарь], Чартвиг и Меншиной проводить работу по ознакомлению библиотекарей низшей квалификации с характером и порядком работы библиотекарей высшей квалификации» [3, с.15]. Приказ № 40 этого же года определил в структуре КНБ пять самостоятельных секторов: библиотечной работы, справочно-библиографического бюро, методической работы, административно-хозяйственной и книжной палаты (директор библиотеки В. М. Игнатьев).

В 1934 г. «согласно распоряжению Заместителя наркома т. Крупской (приказ № 332 от 23 июля по Далькрайоно) методист Хатунцева командирована в Москву на месячные курсы преподавания библиотечных дисциплин» [3, с.16].

С этого года под руководством инспектора крайоно (упомянутой выше Л. В. Глазачевой) разворачивается методическая работа. Сеть библиотек Наркомпроса – 90 единиц, в т. ч. 1 краевая, 48 городских и районных с 26 детскими отделениями, 38 – при МТС, 3 детских. Ставятся задачи: оказание методической помощи библиотекам края и сотрудникам КНБ, организация методического объединения для работы по обучению кадров, организация методкабинета, создание предметного каталога статей из журнала «Красный библиотекарь» (с 1930 по 1934 гг.). Годом создания методической службы принято считать 1934 год, когда приказы, поступившие сверху, были выполнены, и методический кабинет был обустроен.

В 1934 г. методисты уже непосредственно участвуют в организации и проведении шестимесячных курсов для подготовки библиотечных работников края. Библиотекарей с мест знакомят с новыми формами учёта, утверждёнными Библиотечным управлением Наркомпроса (инвентарные книги, дневники, ведомости движения книжного фонда, читательские формуляры, годовые отчёты библиотеки), правилами пользования МБА («Положение об МБА» рассылается по районным библиотекам, совхозам, МТС. Заключаются 14 договоров на обслуживание по системе МБА с заводами, институтами, школами).

В 1937 г. вводятся занятия по повышению квалификации на базе программы курсов повышения квалификации работников городских библиотек, рассчитанные на 200 часов. В 1938 г. в связи с увеличением сети детских и школьных библиотек в методическом секторе введена штатная единица методиста по детским библиотекам (Ф. Е. Кравченко, с 1939 г. – заместитель директора). Библиотека переходит к перспективному и более детальному планированию, обучает этой деятельности библиотеки края.

В 1941–1945 гг. методические кадры наряду с другими сотрудниками библиотеки работают по режиму военного времени. Участвуют в сельхозработах, организуют выставки в местах массового скопления трудящихся – в кинотеатрах, на стадионах, проводят лекции и обзоры книг о военном прошлом России, о защите Отечества. В августе 1941 г. в библиотеки края направляется директивное письмо «О работе библиотек в дни Великой Отечественной войны» (зав. метод. сектором Р. И. Сафарова). В 1942-1943 гг. для проведения семинаров и совещаний на местах открывается 11 методических баз. Кадровый состав методического сектора пополняется выпускниками Московского государственного библиотечного института Л. Е. Мироновой и Б. В. Коротшевым. Неслучайно, с 1943 г. в методкабинете начинается формирование СБА в составе Алфавитного и Систематического каталогов. Согласно летописи библиотеки в годы войны в методическом секторе также работали А. А. Вилинкина, О. М. Щелчкова, Е. И. Белогородцева, специалисты с высшим и высшим библиотечным образованием.

Следует отметить, что период становления библиотечного дела в крае был отмечен не только трудовым энтузиазмом, структурированием, распределением функций, постановкой работы на профессиональную основу, активным обучением библиотекарей на местах и в самой КНБ. Было немало и трагических моментов: политические репрессии, жесточайшая цензура, книжный и читательский геноцид [10].

Согласно Хронике ДВГНБ в эти годы по распоряжению Главлита (Главного управления по делам литературы и издательств) в библиотеке создаётся отдельный сектор особого секретного фонда (около 30 тыс. экз.), доступ к которому не имели не только читатели, но и библиотекари (за исключением лица, ответственного за его хранение). Фонды массовых библиотек регулярно подвергались чисткам. В ходе проведения политических кампаний от библиотекарей требовали снять с полок «вредные книги» с последующим их уничтожением, изъять карточки из каталогов и картотек, вычеркнуть соответственно имена из указателей (только с приходом демократии (1987 г.) сотрудники библиотек начали планомерную работу по реабилитации изданий из «спецхрана»). Отследить чёткое соблюдение указаний, спускаемых Центром на места, была одна из задач методистов, инспектирующих библиотеки края (как и сейчас, к примеру, соблюдение кодифицированного законодательства в сфере предоставления библиотечных услуг, либо соблюдения списка экстремистских материалов в отношении комплектования). Жестко регламентировалась направленность культурно-массовой работы (в свете коммунистического воспитания и решений партии и правительства), содержание СКС, библиографических указателей, наглядного оформления. Порой могли и «распечь» за отсутствие рубрик, карточек с библиографическим описанием литературы к юбилеям партийных лидеров, очередных съездов и пленумов, недостаточную бдительность в борьбе с врагами народа. Цензурный гнёт, заидеологизированность в работе библиотек будут довлеть до конца 80-х гг.

Со второй половины 40-х гг. методисты участвуют в организации массовой и библиотечно-библиографической работы: организации выставок-вернисажей картин молодых художников, отчётных выставок членов художественного фонда, встреч с писателями и поэтами (с 1947 г. читательских конференций).

С 1946 г. была возобновлена методическая помощь библиотекам: выезды, межрайонные и кустовые семинары (зав. методкабинетом Н. С. Томахин, методисты – К. И. Лагутина (Рычкова), Е. И. Афонина, А. И. Елохин).

С 1947 г. сектор методической работы стал называться отделом. В его функции входят учёт, изучение и обобщение опыта работы библиотек края, популяризация и передача лучшего опыта библиотечной работы, разработка методических материалов по актуальным вопросам библиотечного дела, помощь библиотекарям края, обеспечение методическими и библиографическими материалами всех массовых библиотек. Предписывалось оказывать помощь библиотечным работникам в повышении их культурно-политического уровня и производственной квалификации, руководить районными библиотеками в организации методической помощи сельским библиотекам. В 1947 г. отделом методической работы проведён 21 семинар с охватом 410 человек, 18 практикумов, 918 индивидуальных консультаций по вопросам библиотечной работы, сделано 12 выездов и посещений в 51 библиотеку края. Разослано 93 методических материала и рекомендательных списков [16].

В 1948 г. в работе с рекомендательной библиографией принимает участие М. С. Масюк, директор библиотеки, ставший в соавторстве с библиографом П. Т. Сутыгиной составителем библиографического указателя «Что читать о Хабаровском крае». В этом же году издан первый путеводитель по ХКНБ «Хабаровская краевая научная библиотека (автор-составитель зам. директора Ф.Е. Кравченко). Эти издания играли роль методических пособий для массовых библиотек.

В этом же году методисты принимают непосредственное участие в обслуживании тружеников сельского хозяйства посредством библиотеки-автомобиля. (Такая библиотека организовывалась для обслуживания сельских населённых пунктов, где нет библиотек. Нехитрое оборудование её составляли: стеллаж, кушетка, складные столы и стулья, витрины, тент, радио, патефон, игры. О работе библиотеки-автомобиля Дальневосточной студией кинохроники был снят киножурнал «Библиотека в Корсакове»). Выезжают в сельские библиотеки с целью проведения литературных вечеров, громких читок, собраний партийно-комсомольского и библиотечного актива по распределению обязанностей на весеннем севе [3, c.44].

В 50-гг. главным в методической работе является обобщение опыта пропаганды технической, сельскохозяйственной, краеведческой, детской литературы. Методисты включаются в работу по созданию в сельских библиотеках алфавитных каталогов. Систематически организуются выезды в сельские библиотеки края для оказания практической и методической помощи, проведения читательских конференций и семинаров. Проводятся семинары библиотекарей средних школ города (зав. методкабинетом В. Я. Анискина, бывший старший инспектор краевого отдела КПРФ). В 1952 г. проводится работа по организации сверки книжных фондов сельских библиотек с «Рекомендательным каталогом сельской колхозной библиотеки» (зав. методкабинетом Т. А. Матвеева). В 1953 г. в месячную командировку направлена методист Т. Г. Шитарева для оказания помощи библиотекам Камчатской области. Издаются методические материалы по пропаганде художественной литературы о советском Дальнем Востоке (автор-составитель Т. Яковлева). В 1954 г. завершена работа по сверке фондов сельских библиотек с рекомендательным каталогом. Создан Совет по комплектованию при Хабаровском краевом бибколлекторе, где методисты принимают непосредственное участие. С 1955 г. издаются бюллетени «В помощь работникам массовых библиотек». В целях привлечения внимания к мероприятиям краеведческого характера оформляется «Литературная карта Дальнего Востока» (1м х 2,5 м). В 1956 г. издаются первые выпуски указателя текущей информации по краеведению – ежегодника «Литература о Дальнем Востоке» и «Календаря знаменательных дат по Дальнему Востоку» (составитель М. Мазель). Среди методико-библиографических изданий тех лет – материалы «К 35-летию Советской власти на Дальнем Востоке», «Пропаганда книг среди школьников» (составитель Л. А. Сватикова), «Материалы к читательским конференциям по произведениям советских и зарубежных писателей».

К 40-летию Октябрьской революции (1957 г.) методическим отделом проводится смотр сельских библиотек края, завершается работа по созданию алфавитных каталогов в районных и сельских библиотеках края. На базе ХКНБ организован краевой семинар заведующих городскими и районными библиотеками с участием представителей Министерства культуры РСФСР и Государственной библиотеки им. В. И. Ленина. Открывается постоянно-действующая выставка брошюр и листовок по обмену передовым опытом и новейшим достижениям науки и техники.

С 1959 г. начинается оказание методической помощи библиотекам края по переходу на систему открытого доступа читателей к книжному фонду (завершён в 1961 г.). После получения библиотекой нового статуса – зональной по Дальнему Востоку – образован краевой межведомственный совет по вопросам библиотечной работы, а с 1960 г. Зональный совет по краеведческой библиографии и межбиблиотечному абонементу, выполнявший в последствии методическую функцию на протяжении почти трёх десятилетий (его возглавил директор библиотеки М. С. Масюк). Таким образом, было положено начало краевой библиотечной координации между научными библиотеками и организациями, занимающимися краеведческой работой.

Согласно летописи ХКНБ, в 50-гг. в методическом кабинете работали Т. А. Матвеева (заведующая), Л. К. Нилаева (выпускник ЛГБИ), В. А. Сватикова (методист по детским библиотекам, впоследствии доцент ЛГБИ), В. Г. Широкова (выпускник МГБИ), методист Оссовская [3, с. 62].

В 1960 г. проводится фронтальная проверка сети библиотек края с последующим составлением перспективного плана её развития на 1960-1962 гг. Изучается использование методических и библиографических материалов ХКНБ библиотеками края. Для координации методической деятельности план работы методического отдела рассылается по городским и районным библиотекам края. Методический отдел приступает к выпуску информационного листка «Сообщаем о хороших делах ваших товарищей по работе» (зав. отделом Т. А. Матвеева).

С 1962 г. методисты оказывают помощь библиотекам края в организации отраслевых передвижек – почин ХКНБ, получивший затем распространение в республике, как и другой, последующий за ним, по организации в районных библиотеках фонотек. Памятным событием 1962 г. стало проведение зонального совещания директоров и заведующими методическими отделами областных библиотек Дальнего Востока и Сибири». В эти годы раскрылись блестящие методические способности Т. А. Матвеевой, что позволило ей впоследствии занимать руководящие должности (зам. директора и директора библиотеки).

С переходом ХКНБ на новую схему классификации дальневосточной литературы (1963 г.) методисты обучают переводу на неё краеведческих фондов и картотек библиотекарей на местах. Сборник методических и библиографических материалов «Краеведческая работа библиотеки» (составитель А. Н. Маслова) распространяется по библиотекам края и становится первым (и до сих пор одним из немногих) методическим пособием, помогающим грамотно организовать краеведческую работу библиотеки. Составляется перспективный план методической работы ХКНБ на 1965 –1969 гг. (зав. методическим отделом Г. Н. Пленкова)

С 1965 г. начинается перестройка работы библиотеки с учётом дифференциации библиотечного обслуживания, организации отделов по отраслевому принципу. Разрабатывается «Положение о производственной учёбе коллектива» в зависимости от квалификации сотрудника. Методисты привлекаются к организации «Литературных сред» с приглашением писателей, поэтов, артистов.

В 1967 г. по итогам общественного смотра работы библиотек к 50-летию Советской власти заведующая научно-методическим отделом Г. Н. Пленкова получает нагрудный знак Министерства культуры СССР «За отличную работу». (13 лет отдаст методической работе эта умная, интеллигентная женщина, в последствии – профессор кафедры КИБИД ХГИИК). В своих мемуарах к 110-летию ДВГНБ Галина Николаевна рассказывает о своём становлении в качестве методиста, подчёркивает большое внимание со стороны дирекции (М. С. Масюка, Т. А. Матвеевой, А. Н. Масловой) к сотрудникам отдела. Ей запомнился и тщательный подбор кадров, и понимание значимости методической работы, и личное участие в ней руководителей библиотеки: «Методическому отделу уделялось особое внимание: мы работали на край… отдел и по значимости его деятельности, и территориально (он находился дверь в дверь с кабинетом директора библиотеки) был под постоянным контролем» [13]. Анализ отчётов по приезде из командировок, обсуждение итогов посещения библиотек превращались в «университеты» методической работы. Методистов учили видеть главное в работе библиотеки, умению показать важность сделанного, поддержать и помочь, а когда надо, то и «спросить» за не вовремя сделанное. Огромная организационная работа по проведению совещаний, семинаров-практикумов, конференций, подведению итогов ежегодного межведомственного соцсоревнования на лучшее библиотечное обслуживание (библиотека оправдывала статус зональной), отмечает Г. Н. Пленкова, ложилась и на директора, и на его коллег. 60-е годы знаменуют начало систематической научной работы библиотеки, которая ярко проявляется в издательской деятельности и подготовке и проведении краевых научно-практических конференций.

Главной же вехой 60-х годов в методической работе, по мнению специалистов, считается масштабное упорядочение сети библиотек всех ведомств (1962-1968 гг.), осуществляемое под руководством ХКНБ (организатором целенаправленного методического руководства библиотеками края был её директор М. С. Масюк) [2].

Методике его проведения в сельской местности, по воспоминаниям Г. Н. Пленковой, методистов специально обучала бригада работников Министерства культуры, после чего были сформированы группы в составе специалистов ХКНБ, Министерства культуры, библиотеки им. Ленина и других библиотек [14]. Задачей каждой группы было: изучить состояние библиотечного обслуживания на местах, определить, где необходимо открытие новых библиотек, закрытие лишних.

В 1966 г. после выхода «Устава областных (краевых библиотек)», в котором говорилось, что работники этой категории библиотек являются методистами по отношению к библиотекам края, в методотделе организовались методические группы, которые курировали закреплённые за ними районы края. В состав каждой группы входили сотрудники структурных подразделений библиотеки. По итогам года проводились краевые совещания библиотекарей, анализировались отчёты о работе библиотек. (Эту форму деятельности мы пытаемся сегодня реанимировать после разрушившего многие связи и традиции «рыночного» периода 90-х. и последующего за ним периода затяжного недофинансирования).

В 60-е – начале 70-х годов в отделе с полной отдачей работали выпускники Ленинградского института культуры им. Крупской: Т. Фёдорова, Р. Каюмова, Р. Бугаец (период упорядочения сети библиотек края), и вторая творческая группа – Т. Лаврова, Г. Бутрина – выпускники ВСГИК, Л. Мазина, П. Пучкова.

70-е годы станут годами проявления таланта Г. А. Бутриной (впоследствии на протяжении 23-х лет занимавшую должность заместителя директора). Сама лично, и наставляя других, она добивалась помощи для библиотек от районного руководства в плане расширения помещения, ремонта, приобретения нового оборудования, выделения средств на комплектование. «Поездом и самолётом, на машине и на катере, на лошади и пешком» Галина Александровна добиралась до самых отдалённых уголков севера и юга края» [11]. Её и поныне называют в крае «Методист № 1». Она и сейчас «на коне» – активна, мобильна, готова поехать в любую точку края, достойно выполняет методическую функцию. Её охотно приглашают на семинары библиотеки. К ней, глубоко изучившую внутреннюю библиотечную работу и сеть массовых библиотек края, до сих пор обращаются библиотечные специалисты по различным вопросам.

В период 70-х проводится работа по организации школ передового опыта (в порядке эксперимента с 1970 г.); активизируются выезды на места с целью методических проверок (до 19 в год), оказания методической помощи в подведении итогов социалистического соревнования «За лучшую постановку библиотечного обслуживания населения» (1973 г.), использования МБА, работы нестационарных форм обслуживания, проведения совещаний, семинаров и др. Издаются сборники методических и библиографических материалов в помощь массовым библиотекам («К 50-летию освобождения Дальнего Востока от белогвардейцев и интервентов», составители Е. М. Алёнкина, Г. А. Бутрина, А. Н. Маслова, «Краеведческая работа библиотеки, составитель Г. А. Бутрина). Начинается работа по реорганизации форм нестационарного обслуживания. Закрыты маломощные передвижки. Открыты пункты выдачи.

Главным стратегическим направлением этого периода является проведение централизации массовых библиотек (1974 –1980 гг.) (М. С. Масюк, Т. А. Матвеева, Г. А. Бутрина, Л. В. Фотенко). Первый перспективный план централизации библиотек края на 1974–1976 гг. и «Основные направления развития библиотечного дела в крае на 1976–1980 гг.» составлены зав. методотделом Г. А. Бутриной (в 1976 г. указом президиума Верховного Совета РСФСР награждена орденом «Знак почёта»).

80-е годы отмечены внедрением ББК в практику работы библиотек края, проведением смотра-конкурса передвижных библиотек края (1980 г.), библиотечных пунктов (1984 г.). Это период повышения роли научных исследований в библиотечной деятельности. Научно-методический отдел (статус отдела изменился с 1983 г.) занимается координацией научных исследований (по проблемам обслуживания малочисленных народностей Дальнего Востока (1980 г.); оптимизации функционирования библиотечных систем (1982 г.) – по заданию ГПБ им. Салтыкова-Щедрина; повышения эффективности использования библиотечно-библиографических ресурсов (1982 г.)). В библиотеках края внедряется опыт библиотек Бурятской АССР по рациональной организации фондов ЦБС. В 1985 г. библиотека принимает участие в научных исследованиях ГПБ и ГПНТБ СО АН СССР по темам «Общие проблемы оптимизации функционирования библиотечных систем» и «Рациональное размещение и использование библиотечных систем». В 1986 г. проводятся краевые семинары библиотекарей погранзастав, ПТУ, курортов края. В этом же году состоялся первый краевой межведомственный семинар директоров ЦБС «Пути перестройки деятельности ЦБС в свете современных требований».

В 80-е годы в составе методического отдела работали Л. В. Федореева (ныне директор НБ Тихоокеанского государственного университета, О. Н. Субтельная, Л. Н. Убейкобылина (ныне заведующая отделом комплектования ДВГНБ), Н. С. Сутормина, Л. С. Барышева, Р. М. Челюбеева, Г. В. Щебетенко, Н. В. Бодрова и другие профессиональные кадры, немало сделавшие для развития библиотек края.

До конца 80-х годов Хабаровская краевая научная библиотека остаётся идеологическим центром для населения края. Давление коммунистической идеологии сказывается на характере и тематической направленности методической работы. Об этом ярко свидетельствует вся планово-отчётная документация данного периода. В качестве примера приведу некоторые установки из Плана работы научно-методического отдела на 1987 г., среди которых значилось: «Основное внимание в организационно-методической работе уделять совершенствованию деятельности библиотек в свете требований ХХII съезда КПСС, пленумов ЦК КПСС, постановлений коллегий Министерства культуры СССР и РСФСР».

В связи с этим надлежало: «Повысить уровень идейно-политической работы в свете требований ХХII съезда КПСС, постановлений ЦК партии»; «Развернуть активную работу навстречу 70-летию октября. Обеспечить комплексную пропаганду литературы, раскрывающей советский образ жизни, достижения нашей страны за 70 лет»; «Активизировать работу библиотек по коммунистическому воспитанию молодёжи и школьников, профориентационной работе» и т. п. Наряду с этим прослеживается насыщенная и разнообразная работа: организация занятий Школы передового опыта, формирование альбома-эстафеты интересных дел библиотек края «Решения ХХII съезда КПСС – в жизнь», радиопереклички к юбилейной дате, создание кабинетов научно-технической информации, смотр-конкурс среди работников КУНБ на лучшую подшефную библиотеку Хабаровского района, организация парного соревнования между городами и районами за лучшую постановку библиотечного обслуживания (заключение договоров соревнующихся сторон, составление графика взаимопроверки), обобщение опыта проведения деловых игр в библиотеках Николаевского района, организация методических чтений для работников библиотек и т. д. Планы библиотеки на 1987 г. по объёмным показателям методической работы грандиозны: выезды с целью оказания методической помощи – 65 ; семинары и совещания – 21; консультации – 250 и т. д. С позиций сегодняшнего дня всё это кажется фантастическим.

В последствии восьмидесятые годы в нашей стране будут названы специалистами периодом застоя и стагнации – чисто внешнее благополучие и стабильность при отсутствии всяких перспектив. Это не могло не сказаться на библиотечном деле. Централизация уже не всем казалась великим благом. В стране пробиваются первые ростки местного самоуправления. (В 1989 г. принимается первый закон о местном самоуправлении РСФСР, в 1991 г. – второй – о местном самоуправлении СССР, в 1995 г. – третий (принципиально иной) закон о местном самоуправлении Российской Федерации, (в 2003 г. – четвёртый закон о местном самоуправлении Российской Федерации, в условиях которого мы живём с 2006 г.) [9]. Муниципализация поставила на повестку дня вопрос: смогут ли муниципальные библиотеки приспособиться, или им надо измениться, если измениться, то в чём? Несмотря на ряд преимуществ централизованного принципа управления (единое комплектование и использование книжных фондов, штат квалифицированных сотрудников центральной библиотеки, выполняющий библиографическую, методическую функции, обработку литературы и др.) ситуация у подавляющего большинства ЦБС характеризовалась нехваткой финансирования и изношенностью материальных ресурсов и фондов, обострением проблемы комплектования библиотечных фондов. Следовательно, нужно снова было искать, экспериментировать, выбирать новую, более эффективную модель.

В 1998 г. в ДВГНБ состоялся первый семинар директоров ЦБС края по теме «Муниципальные библиотеки и местное управление», в 1999 г. на базе библиотеки проведены курсы повышения квалификации для директоров ЦБС Хабаровского края по программе «Библиотеки Хабаровского края в современной социально-экономической ситуации», в 2000 г. – семинар-практикум директоров ЦБС «Библиотечное обслуживание населения Хабаровского края на рубеже веков: проблемы и перспективы».

Смена идеологических установок в обществе повлекли за собой изменение миссии общедоступных библиотек: теперь уже не коммунистическое воспитание трудящихся, а удовлетворение информационных и культурных запросов пользователей. Круг вопросов, решаемых методической службой, расширился – пришлось изучать теорию и практику маркетинга, PR-технологий, дополнительных библиотечных сервисов (эти вопросы актуальны и сегодня).

90-е годы для методического отдела – это не только организация работы библиотек в условиях рыночной экономики, поиск внебюджетных источников финансирования, регламентация платных услуг, консультативная помощь библиотекам по выстраиванию своих отношений с местной властью, это и большая работа, связанная с оказанием методической помощи в процессе перехода на новые информационные технологии, автоматизацию библиотечных процессов. Методисты обучаются сами (в 1993 г. в отделе появился первый компьютер) и активно обучают своих коллег.

Создаются первые электронные базы данных: «Статистическая отчётность библиотек Хабаровского края» (1993 г.) и библиографическая «Библиотечное дело. Книги. Статьи. Неопубликованные документы» (1996 г.). С переходом на электронную программу по обработке статотчётов от ЦБС края качество краевого свода годовых сведений улучшается, возрастает оперативность работы.

В 1999 г. был проведён первый семинар работников библиотек Хабаровского края по вопросам автоматизации библиотечных процессов.

90-е годы отличительны ежегодным проведением майской школы директоров ЦБС края, региональных, международных научно-практических конференций библиотечной общественности в новом формате (с секционными заседаниями, «круглыми столами», фуршетами в неформальной обстановке). Методисты наряду с другими специалистами библиотеки привлекаются в качестве секретарей секций, сопровождающих зарубежных гостей. В конце 90-х гг. большие усилия были направлены на упорядочивание сети муниципальных библиотек г. Хабаровска в рамках оптимизации бюджетных расходов, (заместитель директора КДБ М. В. Подоба, зав. отделом комплектования ДВГНБ Л. Н. Убейкобылина, зав. НМО В. И. Дежина, главный библиотекарь НМО Н. И. Михельсон). Проводилась экспериментальная работа по внедрению новой модели библиотеки – библиотеки семейного чтения. Разрабатывались методические подходы к специализации и профилированию муниципальных библиотек (ведущий методист Т. А. Матвеева). Большая работа проводилась методическим отделом по организации краевого экологического конкурса в рамках Всероссийского смотра-конкурса по экологическому просвещению населения, организованному отделом экологической культуры РГЮБ с 1995 г. (зав. сектором организационно-методической работы Н. В. Гладкова, ныне зав. информационно-библиографическим отделом ЦБС округа Муром Владимирской области).

В 1997 г. разрабатываются концептуальные направления научно-методической деятельности (разработчик – зав. НМО В. И. Дежина), объёмные письменные консультации по стратегическому планированию, непрерывному образованию, современным требованиям к планированию работы ЦБС (В. И. Дежина), работе библиотек с органами местного самоуправления (Л. Ю. Данилова), работе библиотек с социально-незащищёнными группами населения (О. А. Ли). В 2002 г. согласно приказу Министра культуры РФ заведующая отделом В. И. Дежина награждена знаком «За достижения в культуре». Значительное место в работе методического отдела уделялось централизованному комплектованию библиотек края через краевой бибколлектор (распределение литературы, денежных средств, выделяемых министерством культуры на муниципальные районы края (Л. И. Кашмина, Л. Д. Сазанская, Н. И. Михельсон (Мирошниченко)), проведению подписной кампании на краеведческие и профессиональные издания для общедоступных библиотек (Н. И. Мирошниченко, до 2006 г.).

Характерная деталь того периода – к работе в отделе активно привлекаются специалисты, вышедшие из ЦБС, знающие работу муниципальной библиотеки изнутри, обладающие творческими способностями, умеющие описывать, обобщать передовой библиотечный опыт (В. И. Дежина, Л. Ю. Данилова, Л. Б. Киселёва, И. В. Макушева, Л. Ю. Хамидуллина). К 2001 г. штатное расписание отдела – 12 человек заполнено полностью (хотя и на очень непродолжительный период – набрать квалифицированных специалистов в период острой кадровой ситуации – дело не простое).

Следует отметить и другой характерный момент: в конце 90-х гг. работа в методическом отделе перестраивается коренным образом. Кураторство отдела научно-методической и научно-исследовательской работы (статус отдела вновь нивелируется сообразно новому статусу библиотеки – с 1995 г. уже не Хабаровской универсальной научной, а Дальневосточной государственной) берёт на себя директор библиотеки А. И. Букреев. Чисто внешне – это демократизм в отношениях с библиотеками, в содержательном плане – внимание к аналитической, издательской, грантоведческой, международной деятельности. По инициативе А. И. Букреева сборники научно-методических материалов будут выходить систематически с 2001 г. (главный редактор – заместитель директора И. В. Филаткина, заместитель главного редактора – зав. НМО В. И. Дежина, с 2003 г. Л. Б. Киселёва). Отдел принимает участие в грантовых конкурсах, является разработчиком положений номинаций краевого конкурса на лучшее библиотечное обслуживание, проводит ежегодный анализ состояния библиотечных фондов края, создаёт новые электронные базы данных: с 2002 г. фактографическую «Нововведения в ЦБС» (зав. сектором НМР Л. В. Зяблицева), с 2004 г. библиографическую «Сценарий» (главный библиотекарь сектора НМР Ю. В. Чалий, ныне зам. директора НБ ДВГГУ, соискатель учёной степени ГПНТБ СО РАН).

На пороге нового тысячелетия методическая работа стала приобретать ярко выраженный исследовательский характер. При анализе деятельности библиотек всё больше стал проявляться научный инструментарий: социологический опрос, интервьюирование. Новым в методической деятельности стало то, что отношение методиста и библиотекаря, получающего методическую помощь, из субъективно-объективных превращаются в субъективно-субъективные, где участники методической деятельности выступают как равноправные партнёры единой библиотечной сети [1].

По мнению специалистов, в современных условиях значение методической работы возросло. Такого размаха она не имела за все предыдущие десятилетия. Это определяется её сущностью: обеспечение адекватного реагирования библиотек на те изменения, которые происходят в жизни общества (переход к рыночным отношениям, реформа муниципального управления, информатизация сферы культуры и др.). Главным аргументом в пользу методических центров стало усиление самостоятельности библиотек-методических центров в условиях разрушения вертикальных связей и методического самообеспечения [15].

Избавившись от атавизмов прошлого – жесткой регламентации библиотечной деятельности, идеологической нагрузки советского периода, авторитаризма, отдел научно-методический отдел строит свою работу на демократических принципах: рекомендательности, дифференцированного подхода, непосредственной связи с библиотечными учреждениями. Выполняя свою миссию – совершенствовать организацию библиотечного обслуживания населения, методическая служба переходит от методического руководства к методическому обеспечению. Задача заключается в том, чтобы быть не грозными контролёрами, а помощниками и партнёрами библиотечных работников, всемерно развивать их творческую активность, сделать их работу наиболее разнообразной, оказывать реальную методическую помощь в соответствии с социальным заказом библиотек.

Примечательна деталь: если раньше методисты были ориентированы на поиск недочётов, приписок (и чем больше их найдёшь, тем лучше), то сейчас при проведении методических обследований библиотек акцент делается не на инспекцию, а на выявление проблем, инновационных форм и методов деятельности, умения позиционировать себя в обществе, искать дополнительные источники для своего развития. Новый демократический стиль работы отдела, тональность его отношений с библиотеками края во многом были заложены А. И. Букреевым и В. И. Дежиной.

Сегодня в практике работы методической службы наряду с новыми функциями по управлению изменениями принципиальным направлением является классический вариант, отстаиваемый известным библиотековедом Б. Н. Бачалдиным, – сочетание многообразных функций: исследовательских, экспериментальных, аналитических, технолого-управленческих, внедренческих, информационных [4]. Согласно этому была выстроена структура и штатное расписание отдела научно-методической и научно-исследовательской работы (до 2009 г.) с тремя секторами (научно-методической, научно-исследовательской работы и сектора анализа и прогнозирования). В штате отдела предусмотрены должности главного библиотекаря с функциями менеджера электронных баз данных, главного библиотекаря по комплектованию библиотек края (с 1993 г. Н. И. Михельсон (Мирошниченко)), библиотекарь с функциями экспедитора (с 2001 г. Е. Н. Бойнякшина). Заложена идеальная модель, которая в последствии изменится в связи с переходом на новую систему оплаты труда в условиях оптимизации расходов на бюджетную сферу.

На современном этапе основными направлениями методического обеспечения являются: анализ деятельности библиотек, базирующийся на методическом мониторинге; консультационно-методическая помощь; инновационная деятельность (поиск, разработка, использование, трансляция библиотечных новшеств); информационно-методическая поддержка дополнительного профессионального образования [6,7].

В период с 2002 по 2005 г. пристальное внимание специалистов отдела направлено на создание системы непрерывного библиотечного образования в крае и регионе. Разрабатывается Концепция дополнительного профессионального библиотечного образования в Хабаровском крае, утверждённая министерством культуры. Закладывается модель новой образовательной структуры библиотеки – Центра профессионального развития библиотечных работников Дальневосточного региона (далее Центра), созданного при финансовой поддержке Института Открытого Общества (Фонд Сороса) [8]. Разрабатываются Положение о Центре, Положение о системе повышения квалификации, переподготовки кадров и непрерывного профессионального образования работников ДВГНБ, девять образовательных программ для обучения библиотечных специалистов края, Программа стратегии развития кадрового потенциала общедоступных (публичных) библиотек Дальневосточного региона на 2004-2005 гг. (автор-составитель Л. Б. Киселёва, научный руководитель Центра – И. В. Филаткина). Сводный план мероприятий по дополнительному образованию библиотечных специалистов областных (краевых) библиотек ДФО размещается на веб-странице Центра. Заключаются договоры о сотрудничестве в сфере дополнительного библиотечного образования с Центром непрерывного образования ГПНТБ СО РАН, ХГИИК.

В марте 2003 г. деятельность Центра получает одобрение со стороны МКРФ (коллегия Минкультуры по вопросам непрерывного образования, 5 марта). В 2004 г. усилиями специалистов НМО (Л. Б. Киселёва, Л. В. Зяблицева, и привлечённых сотрудников других отделов (Л. Ю. Данилова, Т. Б. Мильруд, В. В. Шиханов, Г. М. Сулковский) ДВГНБ получает лицензию на ведение образовательной деятельности.

Проводятся региональные семинары с учётом дифференциации библиотечных специалистов. Наиболее яркие из них: «Основы создания корпоративных библиотечных систем» (2002 г.) с презентацией Центра, участием в семинаре специалистов ГПНТБ СО РАН (С. Р. Баженов) и Новосибирской государственной областной научной библиотеки (Т. В. Авецкая); «Научные основы сохранения документных фондов библиотек, архивов, музеев (проблемы консервации)» (2003 г.) с приглашением старшего научного сотрудника БАН (г. Санкт-Петербург) Л. Г. Левашовой; «Книжные памятники Российской Федерации: реализация подпрограммы Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации» с участием директора Музея книги РГБ Л. Н. Арифуловой (2003 г.). С апреля 2005 г. Центр становится самостоятельной структурой, наделённой организационной функцией по вопросам повышения квалификации библиотечных специалистов края.

Другим актуальным направлением в работе методического отдела становится документирование инноваций. Организуется ежегодный сбор карт инновационного опыта муниципальных библиотек края с последующим вводом данных в электронную базу данных «Нововведения в ЦБС» (на 1.01.09 – 721 запись).

Значительное место в работе занимает письменное методическое консультирование – создание комплексных методических разработок по актуальным направлениям деятельности с последующим переводом материала на электронные носители и размещением на веб-странице НМО сайта ДВГНБ. Таким образом, положено начало дистанционному обучению библиотекарей края, что очень важно в условиях труднодоступной местности и отсутствия возможности работников библиотек ряда территорий выехать в краевой центр.

Проводятся прикладные исследования, базой которых являются не только пользователи отдела, но и ЦБС края: «Кадровая обеспеченность библиотек Хабаровского края» (2004 г.; Ю. В. Чалий, Т. А. Ромашкина), «Методическое обеспечение библиотечной деятельности» (2005 г.; Ю.В. Чалий), «Изучение истории библиотек и библиотечного дела в районе (городе)» (2006-2007 гг.; Г. А. Бутрина; Л. Б. Киселёва); «История муниципальных библиотек г. Хабаровска» (2007 г.; Л. Б. Киселёва); «Платные услуги НМО ДВГНБ» (2008 г.; Л. Б. Киселёва, Е. Н. Бойнякшина). Материал исследований обобщён и представлен в виде публикаций в профессиональных изданиях.

Информационная функция отдела реализуется через систему традиционных каталогов и картотек, ЭБД, веб-страницу на сайте библиотеки.

На 1.01.09 в отделе поддерживается шесть электронных баз данных: статистические (2), библиографические (2), фактографическая (1), полнотекстовая (1).

Обновлено настенное оформление методического кабинета согласно современным требованиям. Создаётся коллекция электронных документов (на 1.01.09 120 единиц). Их авторы – как сотрудники методического отдела, так и библиотечные работники края. Источником пополнения материалов является краевой конкурс профессионального мастерства и поездки методистов в командировки по районам края и в другие регионы страны.

Пополняется фонд конкурсных материалов по четырём номинациям «Лучшая библиотека года», «Лучший библиотекарь Хабаровского края», «Лучшая научная и методическая работа в области библиотечного дела», «Лучший сценарий массового мероприятия муниципальных библиотек» (всего более 500 документов). Большое внимание уделяется систематизации неопубликованных документов отдела, хранящихся в режиме закрытого доступа.

С 2004 г. возобновлена деятельность Методического совета ДВГНБ, собирающегося по вопросам планирования и отчётности, текущим проблемам, связанным с методической деятельностью (Председатель Методического совета – куратор отдела Р. В.Наумова, заместитель – заведующая отделом научно-методической работы Л. Б. Киселёва).

Продолжаются, хотя и не так часто как в советский период (от двух до восьми раз за последние три года) выезды в библиотеки районов края с целью методических обследований, проведения семинаров, оказания методической помощи. За последних десять лет только два северных района края (Аяно-Майский и Тугуро-Чумиканский) не удаётся посетить в связи с труднодоступностью территории и недостатком финансового обеспечения методической деятельности. Совместно с работниками НМО выезжали специалисты и других отделов: информационно-библиографического, краеведческой литературы, обработки, редких и ценных изданий.

Наиболее сложным и напряжённым аспектом деятельности методической работы в 2000-е годы стало информационно-методическое сопровождение административной реформы, связанной с разделом муниципальных территорий, разграничением полномочий, вхождением библиотек в другие структуры, и породившей массу вопросов, а порой и кофликтных ситуаций, для разрешения которых требуются юридическая и экономическая комптетенции. Сегодня уже трудно поверить, что небольшая творческая группа в составе 3-х человек сумела вникнуть в происходящее, во всём разобраться и, если не остановить, то упорядочить процесс децентрализации, ввести его в организованное русло, регламентировать, не дать распространиться панике.

Среди значимых мероприятий последних лет – «Школа методического мастерства «Авторитет», воплотившая идею наставничества для молодых кадров библиотеки; «Инновации – время искать!», проект, связанный с локальным инновационным мониторингом на базе библиотечных систем края.

В спектр деятельности НМО вошли библиомарафон «Читающий край» к Дню чтения в Хабаровском крае (24 ноября); благотворительная акция «Методическое пособие – в дар библиотеке»; ежегодная выездная акция «Библиотечное содружество – своеобразный информационно-методический день для библиотекарей близлежащих районов края, проводимый по инициативе и непосредственном участии руководства ДВГНБ; пилотажное исследование «Выставочная деятельность библиотек» (на базе муниципальных библиотек г. Хабаровска); комплексные и тематические методические обследования по заявкам библиотечных систем; организация и проведение конкурсов профессионального мастерства; обобщение прогрессивного опыта библиотек в местных и центральных профессиональных периодических изданиях (только более 50 публикаций с 2002 г.) и многое другое.

Большое внимание уделяется информационно-методической поддержке библиотек в рамках реализации ФЗ № 131 «Об общих принципах» организации местного самоуправления», выявлению проблем и недостатков в ходе административной реформы, участию в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях. Брэндом отдела стали сборник научно-методических материалов «Библиотечная орбита» и аналитико-статистический сборник «Общедоступные библиотеки Хабаровского края. Анализ деятельности», издающиеся с 2001 г. и хорошо известные библиотекарям края и региона.

Методисты ДВГНБ стоят на службе всего нового, передового, в духе времени стараясь развивать общедоступные библиотеки, прогнозировать их будущее, помогают им найти себя и сохранить свою уникальность.

Послесловие
Желание подробно исследовать и описать деятельность своих предшественников не случайно. Оно основано не только на интересе к истории, но и на стремлении показать многообразие и масштабность методической деятельности, высветить те интересные формы работы, которые преломлённые в свете сегодняшнего дня мы используем до сих пор. Можно назвать не так много аспектов (к примеру, грантовая деятельность, постановка работы на почву новых информационных технологий, организация работы в условиях реализации административной, реформы и развития местного самоуправления), которые отличительны, всё остальное уже придумано нашими коллегами в далёком прошлом – остаётся модернизировать, обновлять, осовременивать. Консерватизм библиотечной профессии проявляется и в методической работе, которая по своим формам, направлениям деятельности мало чем отличается от работы полувековой давности. Меняются терминология, условия для работы, внешняя среда, установки, идеологические ориентиры, но сущностное содержание остаётся прежним: методист, он и вчера, и сегодня – обучает, помогает, стремится улучшить работу библиотек.

В современной ситуации, отмеченной кадровым, финансовым кризисами, переходом на новые информационные технологии и связанным с этим увеличением нагрузок и пр. заниматься историей библиотечного дела – это роскошь. Но иногда, в год юбилея, к примеру, мы можем позволить себе приобщиться к этой роскоши и вкусить божественный аромат истории…

Литература и источники

1. Букреев, А. И. Библиотека на пороге нового столетия / А. И. Букреев, Т. В. Кузнецова // Вестник Дальневост. гос. науч. б-ки. – 1998. – № 1 – С. 27.
2. Бутрина, Г. А. Директор, наставник, друг : (К 80-летию со дня рождения М. С. Масюка // Вестник Дальневост. гос. науч. б-ки. – 2004. – № 3(24). – С. 41.
3. Время. События. Факты : летопись-хроника Хабаровской краевой научной библиотеки, 1894 –1970 / сост. Матвеева Т. А. – Хабаровск, 1986. – 107 с.
4. Дежина, В. И. Основные аспекты управления научно-методической деятельностью библиотек : (метод. рекомендации) // Библиотечная орбита : сб. науч.-метод. материалов. – Хабаровск : ДВГНБ, 2001. – Вып. 1. – С. 69.
5. Крупская, Н. К. Библиотекарям Дальневосточного края : письмо / Н. Крупская // Красный библиотекарь. – 1935. – № 4. – С. 11.
6. Киселёва, Л. Б. Методическая служба края: вектор перемен // Вестник Дальневост. гос. науч. б-ки. – 2002. – № 4 (17). – С. 38-50.
7. Киселёва, Л. Б. Методическая служба в библиотеке : к 70-летию методич. службы ДВГНБ // Новая библиотека. – 2005. – № 2. – С. 37–41.
8. Киселёва, Л. Б. О центре профессионального развития на базе ДВГНБ // Вестник Дальневост. гос. науч. б-ки. – 2002. – № 3 (16). – С. 16 –20.
9. Манилова, Т. Л. Реформа самоуправления и библиотеки // Молодые в библ. деле. – 2004. – № 1–2. – С. 31–32.
10. Наумова, Р. В. О деятельности ДВГНБ в условиях жесточайшей цензуры: период 30–40-х гг. ХХ в. // Современная библиотека в едином информационном и культурном пространстве региона : материалы международ. науч.-практ. конф. / Дальневост. гос. науч. б-ка ; редкол.: А. И. Букреев (гл. ред.) и др. – Хабаровск, 2002. – Т.1. – С. 180.
11. Новицкая, В. П. История продолжается (о Галине Александровне Бутриной) // Вестник Дальневост. гос. науч. б-ки. – 2005. – № 3(28). – С. 36–37.
12. Передовик-инспектор – тов. Глазачева // Красный библиотекарь. – 1935. – № 4. – С. 9–11.
13. Пленкова, Г. Н. Школа Масюка // Вестник Дальневост. гос. науч. б-ки. – 2004. –№ 3(24). – С.43,46.
14. Пленкова, Г. Н. Воспоминания о работе в методическом отделе Масюка // Вестник Дальневост. гос. науч. б-ки. – 2004. – № 3(24). –С.111 –112.
15. Пленкова, Г. Н. Какой быть методической службе? / Г. Н. Пленкова, И. В. Филаткина ) // Библиотечная орбита : сб. науч.-метод. материалов. – Хабаровск : ДВГНБ, 2001. – Вып. 1. – С. 69.
16. Хабаровская краевая библиотека : (путеводитель) / cост. Ф. Е. Кравченко. – Хабаровск : Хабаровская краевая библиотека, 1948. – С. 30–31.
17. Хроника Дальневосточной государственной научной библиотеки / Дальневост. гос. науч. б-ка ; сост.: Т. А. Матвеева, Л. И. Циновская. –Хабаровск, 2004. – C. 28–145.